Таджикистан: внутреннее обострение на фоне внешних проблем Расклад Максима Петрова
В Таджикистане наблюдается обострение военно-политической ситуации. Агентство Reuters сообщило о том, что девять человек погибли в ходе перестрелки на востоке страны. Силовики убили восемь антиправительственных боевиков, которые устроили засаду на колонну во время операции на востоке Таджикистана. Во всяком случае, такая информация поступила в среду от МВД страны.
Кроме того, еще один таджикский офицер погиб во время столкновения в Горно-Бадахшанской области, которая граничит с Афганистаном и КНР. Согласно комментариям МВД, группировка приблизительно из 200 человек перекрыла дорогу, соединяющую Таджикистан и Китай, чтобы «дестабилизировать общественно-политическую ситуацию». Этот же отряд атаковал колонну правительственных сил.
Министерство внутренних дел сообщило, что порядок в провинции восстановлен, и что участники нападений требовали отставки провинциального правительства, назначенного президентом Эмомали Рахмоном. Последний возглавляет республику с 1994 года, постепенно укрепляя власть, ликвидируя оппозицию и оттесняя политических соперников.
Власти Таджикистана также обвинили в этих событиях иностранные силы и международные террористические структуры. Однако, некоторые источники приводят иную версию событий. Согласно сообщениям сайта «Настоящее время», 14 мая несколько сотен жителей региона Хорог вышли на акцию протеста и потребовали отставки главы области Алишера Мирзонабота и мэра Хорога Ризо Назарзода, снятия всех блокпостов в Хороге и прекращения преследования жителей Бадахшана. Участники этого митинга также потребовали освободить местного общественного активиста Амриддина Аловатшоева, бойца ММА Чоршанбе Чоршанбиева (на днях знаменитого спортсмена приговорили к 8,5 годам тюремного заключения) и других жителей области, задержанных после протестов, имевших место в прошлом ноябре.
Власти Горно-Бадахшанской автономной области отказались рассмотреть вопрос об отставке главы региона и мэра Хорога. Они назвали требования митингующих незаконными. В ответ на это 16 мая большая группа местной молодежи направилась в сторону областной администрации. У местечка Чинак их встретили сотрудники правоохранительных органов, которые применили против них резиновые пули и слезоточивый газ. Один житель Хорога погиб, трое сотрудников правоохранительных органов получили ранения - МВД сообщает, что протестующие применили коктейли Молотова. Местные жители, в свою очередь, заявили, что в результате выстрелов силовиков ранения получили несколько участников протеста.
В Горном Бадахшане существуют глубокие социальные проблемы, связанные с бедностью населения и с недостаточным предоставлением ему базовых услуг. Кроме того, сказывается недовольство жителей полицейскими репрессиями. В этом регионе есть и традиции вооруженного сопротивления.
Внутренние конфликты разворачиваются на фоне напряженной внешней ситуации. Таджикистан - одно из немногих государств, которое поддержало антиталибскую оппозицию в соседнем Афганистане. Для Рахмона это весьма рискованное решение с учетом того, что в Афганистане, в свою очередь, расположены представители различных исламистских вооруженных формирований, в том числе таджикского происхождения, заинтересованные во внешней экспансии в направлении прежде всего Таджикистана.
С другой стороны, существует конфликт с Кыргызстаном из-за приграничных районов и воды, конфликт, который в апреле-мае 2021 года перерос в военные действия между двумя государствами.
Подобное сочетание внешних и внутренних проблем весьма опасно и не может не беспокоить правительство страны. На этом фоне Таджикистан перевооружается. Согласно сообщениям издания Аль-Монитор, Иран открывает в Таджикистане завод по производству беспилотников. Исламская республика стремится к укреплению связей с соседней персоязычной страной, и беспилотники играют большую роль в ее военной и политической стратегии. Завод в столице Таджикистана Душанбе будет производить боевые беспилотники «Абагиль 2». На церемонии открытия завода 17 мая присутствовал начальник штаба вооруженных сил Ирана генерал-майор Мохаммад Багери.
В то же время, исполняющий обязанности главы МИД Кыргызстана Жээнбек Кулубаев заявил, что Турция передала Таджикистану турецкие боевые беспилотники Байрактар, несмотря на просьбы кыргызской стороны не делать этого. Депутаты парламента Кыргызстана задали вопрос, правда ли, что Турция направила Байрактары Таджикистану. «Мы тоже получили эту информацию и дали поручение послу и другим органам изучить данные. Но мы ранее просили Турцию пока не предоставлять военную технику соседней стране из-за нерешенных проблем. Но они ответили, что это бизнес», - ответил Кулубаев.
Активное желание Таджикистана получить новейшее оружие говорит о серьезности положения, в котором сегодня оказалось это государство. Однако, даже если Таджикистан сумеет успешно решить внешние проблемы, Рахмон останется наедине с собственным обществом, недовольным состоянием экономики страны.