The Cradle: Стабильность Азербайджана важна для Китая Перевод Caliber.Az
На сайте The Cradle опубликована статья, посвящённая азербайджано-китайскому сотрудничеству.
Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
С начала войны в Украине северный торговый маршрут Китая в Европу был перекрыт. Это превратило маршрут Среднего коридора, проходящего через Южный Кавказ, в альтернативу для торговли между Пекином и ЕС.
Средний коридор, известный как Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), должен был стать самым быстрым торговым коридором между Центральной Азией и Европой. Он проходит через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. В Азербайджан поступила значительная доля инвестиций для развития инфраструктуры, необходимой для выполнения данной задачи.
Отношения между Азербайджаном и Китаем развиваются уже 31 год, причем экономические связи стремительно расширяются с момента начала реализации инициативы Пекина «Один пояс - один путь» (BRI) в 2013 году, которую Баку поддержал одним из первых. Китай давно стремится диверсифицировать геоэкономическое партнерство, особенно в области торговых маршрутов Азия-Европа, а Азербайджан как раз расположен в центре наиболее перспективного на сегодняшний день маршрута - Среднего коридора. К 2034 году по этому маршруту планируется перевезти 3 миллиона пассажиров и 17 миллионов тонн грузов в год. Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс является одним из самых крупных инфраструктурных проектов, реализуемых для достижения этой цели.
Более того, двусторонний товарооборот между Баку и Пекином вырос с $760 млн в 2014 году до $2,2 млрд в 2019 году. В 2021 году Китай стал 4-м крупнейшим торговым партнером Азербайджана.
С начала года китайский и азербайджанский бизнес-секторы обсудили сотрудничество по инвестициям в энергетику, инфраструктуру и строительную отрасль. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в марте встретился со специальным представителем правительства Китая по европейским делам У Хунбо для дальнейшего обсуждения сотрудничества.
Еще в 2016 году Бай Ляньлэй из Института международных исследований Китая (CIIS) заявил, что «Китай и Азербайджан имеют схожие стратегии развития»: «Они оба придают большое значение взаимосвязям. Азербайджан балансирует в отношениях с западом и востоком. Китай переходит от открытия морских пространств к открытию суши. Эти параллельно развивающиеся стратегии создают исторические возможности для двустороннего сотрудничества».
Ляньлэй подчеркнул, что Баку и Пекин являются близкими партнерами, а их отношения основаны на стабильности и балансировании между востоком и западом.
В конце прошлого года Шанхайская академия международных исследований провела десятую встречу Форума аналитических центров СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии). Ученые из 15 стран, включая Азербайджан, были приглашены для обсуждения эффективных методов обеспечения продовольственной и энергетической безопасности в Азии, особенно в эпоху формирующегося многополярного миропорядка.
В рамках стратегии BRI Пекин вкладывает большие средства в Средний коридор и развивает инфраструктуру не только в Азербайджане, но и в соседнем Казахстане, где в этом году большое внимание уделялось железнодорожному сообщению.
Северный сухопутный маршрут ЕС-Китай, проходящий через Россию, был перекрыт в связи с российско-украинский войной и стал более затратным из-за давления Запада на Москву, в результате чего Средний коридор остался единственным по-настоящему надежным сухопутным маршрутом. Пекин надеется заменить морской коридор более эффективным сухопутным транспортом.
Связи Азербайджана с Израилем
В последние годы отношения Азербайджана с Израилем становятся достоянием общественности, особенно после Второй Карабахской войны с Арменией в 2020 году.
Эти отношения основаны на продаже оружия Баку в обмен на поставки энергии в Тель-Авив. По данным Haaretz, Израиль поставляет почти 70 процентов оружейного арсенала Азербайджана.
Хотя тотальная военная конфронтация между Ираном и Азербайджаном и возможна, есть факторы, которые снижают эту вероятность. Например, война может серьезно ограничить доступ Израиля к нефти. В настоящее время доля азербайджанской нефти в поставках в Тель-Авив составляет 40%.
Стратегическое значение Южного Кавказа
Все эти вопросы потенциальных рисков безопасности были бы неполными, если бы мы не упомянули конфликт Баку с Ереваном, где между двумя сторонами периодически вспыхивают трансграничные перестрелки.
Кроме того, запуск администрацией Байдена собственного проекта «Партнерство для глобальной инфраструктуры и инвестиций» (PGII) в противовес китайской программе BRI может привести к саботажу Среднего коридора со стороны США.
В Казахстане еще в январе 2022 года прозвучали обвинения о причастности США к разжиганию цветной революции. Некоторые утверждают, что в интересах Вашингтона увидеть беспорядки и в Баку.
Стабильность является важнейшей опорой в отношениях между Китаем и Азербайджаном, и любое ее нарушение может иметь значительные последствия для обеих стран, как в экономическом, так и в дипломатическом плане.
Учитывая роль Китая в достижении примирения между Ираном и Саудовской Аравией в марте, Пекин может захотеть разрешить другие региональные конфликты, особенно те, которые мешают его стратегическому проекту BRI.
Перевод: Фарах Мамедли