Трамп, Азербайджан и судьба армяно-американской хартии Кацман и Рзагулиев на Caliber.Az
Новая американская администрация скептически относится к тому, что сделала предыдущая, поэтому команда Трампа будут пересматривать геополитическую выгоду для самых США от документа, подписанного недавно между Арменией и США. Об этом весьма откровенно заявил армянским СМИ аналитик по вопросам Евразии американского разведывательно-аналитического центра Stratfor (RANE) Мэтью Орр. «Кроме того, новая администрация еще более жестко настроена по отношению к Ирану, и она рассматривает Турцию и Азербайджан как страны, которые могут сдержать Иран в регионе. Поэтому ей очень важно сохранить хорошие отношения с Азербайджаном. У США будет некий уклон в сторону Азербайджана, это холодный геополитический расчет», - подчеркнул эксперт.
А Хартия о стратегическом партнерстве, которая недавно была заключена между США и Арменией, не предполагает сильного вмешательства США в случае военной эскалации между Баку и Ереваном, пояснил Орр. «Поскольку новая администрация хочет сохранить отношения и с Турцией, и с Азербайджаном еще сильнее, чем предыдущая администрация, я думаю, что она не станет вмешиваться решающим образом», - заключил эксперт.
Интересно, о чем свидетельствуют эти слова американского аналитика? Как будут складываться отношения между Баку и Вашингтоном, если принять в расчет сказанное им? И какие выводы из всего этого должен сделать для себя Ереван? Может, такие перспективы подтолкнут его на более быстрое движение к мирному соглашению с Азербайджаном?
Своим мнением об этом поделились с Caliber.Az известные эксперты.
Американский аналитик и публицист Самсон Кацман признал, что в последние дни в связи с заявлением Трампа о недопустимости появления у Ирана ядерного оружия, а также из-за подписанной за неделю до его инаугурации прежней администрацией Хартией о стратегическом партнёрстве США и Армении, у многих наблюдателей возник целый ряд вопросов, связанных с возможными изменениями в сотрудничестве США и Азербайджана и перспективами заключения мирного соглашения между Баку и Ереваном.
«Администрацию Трампа отличает прагматизм и отсутствие каких-либо чрезмерно идеологизированных подходов. А уж отмена огромного числа указов его предшественника носит просто беспрецедентный характер. Несомненно, что в какой-то момент будет рассмотрена и упомянутая выше хартия. Азербайджан слишком важный региональный игрок, чтобы, в свете поставленных Трампом целей, не воспользоваться его уникальным географическим положением и возможностями. Допускаю, что какое-то взаимодействие двух стран уже происходит.
В отношении мирного договора между Арменией и Азербайджаном, при наличии у двух сторон явного и мотивированного желания его подписать, Вашингтон, конечно, взял бы на себя почётную миссию миротворца. Особенно на фоне той политики, которую проводит Россия на постсоветском пространстве, и которая вызывает огромную обеспокоенность у её ближайших соседей. Не стоит ждать каких-либо драматических изменений позиции США в вопросе нормализации отношений между двумя южнокавказскими странами. Но не думаю, что США относятся с одобрением к тесным связям Еревана с тегеранским режимом», - заявил Кацман.
Не будем спешить, предложил в свою очередь аналитик Рашад Рзагулиев.
«Прогнозы Мэтью Орра, несомненно, интересны и важны. Но мы пока не можем точно спрогнозировать ход процессов в нашем регионе. Безусловно, «революция» Трампа, его первичные геополитические заявки, пересмотр устоявшихся правовых нарративов в межгосударственных отношениях, дают надежду на потепление отношений между США и Азербайджаном. Но отдельно, фрагментарно эту историю рассматривать нельзя. Не секрет – в мировой политике дружба всегда сплетена с меркантильными интересами.
Мы не знаем перспективную стратегию США в отношении Ирана, в отношении России и, даже Турции. Нет пока и четко артикулированных ориентиров новой геополитики американцев по всему комплексу Ближнего Востока и Южного Кавказа, в частности», - отмечает политолог.
Первые заявления Трампа в отношении израильско-палестинского урегулирования, по будущему Газы и вокруг всего происходящего в этой части Ближнего Востока, шокировали и вызвали, пока мягкое, но сопротивление многих акторов-участников процесса, напоминает он.
«Трамп поддержал Израиль, Нетаньяху грозит Ирану. В то время как его ближайший соратник Илон Маск рассыпается в комплиментах по отношению к ИРИ, обещая завалить ее многими сотнями миллионов долларов инвестиций. В несогласованность заявлений подобного уровня не верится абсолютно. Как и в то, что кто-то может подумать о том, чтобы купить иранскую идеологическую и дипломатическую машину.
В отношении российско-украинской войны еще больше противоречивых американских призывов и выступлений. Слово «сделка» в этом ракурсе слышится со всех сторон участников кровавого конфликта. Но здесь нет даже малой определенности о перспективе договоренностей. Трамп пытается позиционировать себя как «третейский судья» при том, что США и более 50 стран мира давно являются стороной конфликта, поддерживая Украину в ее борьбе с агрессией РФ.
Американо-турецкие взаимоотношения – это целый «гордиев узел» проблем, накопленных десятилетиями полувраждебных эскапад. Тут и проблемы с Израилем, и курдский вопрос, и участие Турции в НАТО, и еще много всего.
Я уже не говорю о той «холодной войне», которая разворачивается в самих Соединенных Штатах, где трамписты сражаются с собственным «глубинным государством». Мы не знаем планов Трампа и могущественных сил, стоящих за ним. Мы пока наблюдаем грандиозное политическое мировое шоу, призванное скрыть их истинные цели и устремления. Нам остается лишь ждать определенности и быть готовыми к бою в любой момент», – считает Рзакулиев.