Трамп: обнуление перспектив «майдана» в Грузии и растерянность Армении Статья Владимира Цхведиани
Инаугурация нового президента США Дональда Трампа, его первые указы и первые заявления практически сразу же сказались на ситуации в Грузии. Грузинский «майдан» и протесты «проевропейской» оппозиции исчезли из информационного поля. Как будто их и не было. Также резко прекратились рассуждения о том, что против действующей грузинской власти введут западные санкции. Дональд Трамп, даже вообще не уделяя внимания Грузии, одними своими новыми указами свернул грузинскую прозападную «революцию».
Прежде всего Дональд Трамп подписал указ о приостановке всех программ иностранной помощи на 90 дней до завершения проверки. Целью временной приостановки программ является определение их соответствия целям политики новой администрации США. В документе говорится, что «индустрия и бюрократия иностранной помощи не соответствуют американским интересам и во многих случаях противоречат ценностям страны». Отмечается, что помощь США другим государствам при прежней администрации способствовала «дестабилизации мира во всем мире путем продвижения в зарубежных странах идей, которые прямо противоречат гармоничным и стабильным отношениям как внутри этих стран, так и между этими странами и другими государствами». Написано буквально про грузинские прозападные НПО, которые ещё недавно делали всё, чтобы разжечь вражду между Грузией и РФ, внести раскол в грузинское общество, навязать абсолютно чуждую населению ЛГБТ-повестку.
Таким образом, все грузинские прозападные НПО, все «иноагенты» мгновенно оказались у пустой кормушки. Даже особого смысла протестовать против закона «О прозрачности иностранного влияния» или «об иноагентах» у прозападных НПО уже нет. Иностранное финансирование для грузинской прозападной оппозиции через НПО просто исчезает. Их ожидает скрупулезная проверка целевого использования финансирования — и здесь наверняка у «кураторов» из США появятся вопросы относительно того, куда и как расходовались их деньги.
Прекращение финансирования НПО из США почти автоматически означает прекращение или приостановку финансирования из других западных источников, в том числе европейских. Десяткам тысяч сотрудников прозападных грузинских НПО нужно думать, на что жить, а не о том, как «освоить» выделяемое на «майданы» и «революции» внешнее финансирование.
Со своими «трансгендерными проблемами», но без денег и без поддержки со стороны США оказались те прозападные НПО, которые продвигали в Грузии ЛГБТ-повестку. Более того, Дональд Трамп подписал указ о признании в США только двух неизменных полов – женского и мужского. Также Трамп запретил вывешивать флаги ЛГБТ на правительственных зданиях и диппредставительствах США по всему миру. Получается, что политика нового президента США полностью соответствует политике правящей в Грузии партии «Грузинская мечта», запретившей пропаганду ЛГБТ.
В свете заявлений Дональда Трампа о необходимости скорейшего прекращения войны между РФ и Украиной также пока теряет актуальность и открытие в Грузии и на Южном Кавказе «второго фронта» этой войны. Между тем именно на «второй фронт» и работала прозападная оппозиция. То, что по факту команде Дональда Трампа ещё до инаугурации удалось организовать прекращение войны в секторе Газа, говорит о том, что и украинскую войну, скорее всего, в ближайшее время заморозят.
Прозападная грузинская оппозиция и Саломе Зурабишвили, которая «в массовке» поприсутствовала при инаугурации Доальда Трампа, приглашенная, впрочем, не Трампом, а конгрессменом Джо Уоллесом, лихорадочно пытаются показать свою «полезность» новой администрации США. Последней надеждой для них становится геополитическое соперничество США и Китая. Во время дискуссии Fire Side Chat в Атлантическом совете она заявила, что якобы декларация о стратегическом партнерстве между Грузией и Китаем «неконституционна».
Однако, противоречия между Китаем и США в вопросах глобальной логистики могут касаться Панамского канала или Арктики, но против Среднего коридора, успешному развитию которого служит сотрудничество Китая и Грузии, в США никаких возражений нет. К тому же трудоустройство Саломе Зурабишвили в «Институте Маккейна» в США вряд ли будет способствовать ее контактам в администрации Трампа. Особенно после того, как директор программ глобальной демократии «Института Маккейна» и бывшая глава офиса NDI в Грузии Лора Торнтон оскорбила нового президента США Дональда Трампа, обозвав его «сексуальным насильником и преступником».
Если для властей Грузии политика Трампа полностью соответствует их позиции и ценностям, а для Азербайджана несет новые возможности в том, чтобы стать надежным партнером в обеспечении энергетической безопасности Европы, то у властей Республики Армения, успевшим заключить с администрацией Джо Байдена в последние дни ее пребывания у власти Хартию о стратегическом партнерстве, первые шаги Дональда Трампа на посту президента США особого воодушевления не вызывают. Прозападные НПО в Армении, связанные с правительством Никола Пашиняна, ожидает приостановка финансирования, в том числе и по линии USAID. Кроме того, «развернувшиеся на Запад» власти Армении наделись на победу «майдана» в Грузии и обеспечения логистической связи через грузинскую территорию, в том числе и в вопросах поставки тех же французских вооружений. Сегодня очевидно, что «революция» в Грузии провалилась, страна отстояла свой суверенитет и «придатком» по-прежнему мечтающего о военном реванше режима в Ереване не будет. Армении нужно срочно договариваться о мирном сосуществовании с соседями и разблокировании коммуникаций, чтобы не усугублять свое положение геополитической и экономической изоляции.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az