twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

«Жемчужина Ближнего Востока»: экономический кризис на фоне борьбы за власть Расклад Максима Петрова

24 Мая 2022 12:20

В минувшую пятницу кабинет министров Ливана принял план финансового оздоровления, необходимый для получения помощи от МВФ. «Любая задержка в реализации плана будет очень дорого стоить ливанцам», - сказал премьер-министр страны - миллиардер Наджиб Микати на пресс-конференции после заседания правительства.

Международный валютный фонд и Ливан в апреле текущего года заключили условное соглашение о предоставлении стране помощи в размере 3 миллиарда долларов США. Их получение станет возможно в случае проведения реформ, включая план финансового оздоровления, что, как сообщает издание Аль-Монитор, является одним из многих предварительных условий получения пакета помощи. В то же время, как указывает издание, «аналитики выразили скептицизм в отношении того, что такие реформы могут быть проведены».

Реализация плана экономических реформ будет зависеть от парламента. Пикантность ситуации в том, что заседание правительства прошло через пять дней после того, как в Ливане 15 мая состоялись парламентские выборы.

Таким образом, уже новое правительство и парламент должны будут реализовать план, утвержденный уходящим кабинетом министров. Но надежды на быстрое формирование такого правительства могут обратиться в прах в условиях, когда страна достигла дна глубочайшего экономического кризиса, когда самая мощная партия - Хезболла, чьим выдвиженцем является действующий премьер Наджиб Микати, потерпела на выборах поражение и вряд ли готова уступить власть, когда на выборы пришли лишь 41% избирателей и существует вероятность скатывания общества в гражданскую войну.

Парламент Ливана разделен по религиозному принципу. Зарезервированные места в каждом избирательном округе распределяются на основе демографических пропорций (столько-то мест христианам, мусульманам-шиитам, мусульманам-суннитам и т.д.). Выборы проводятся фактически внутри каждой этноконфессиональной общины, где конкурируют различные списки и партии, а затем победители формируют правительство большинства. Кроме того, согласно действующим правилам, президентом страны должен быть христианин-маронит, премьер-министром - мусульманин-суннит, спикером парламента - мусульманин-шиит, и в правительстве должны быть поровну представлены христиане и мусульмане.

На практике внутри каждой общины действует несколько партий. Их возглавляют богатейшие, наиболее влиятельные семьи, располагающие собственными боевиками. Эти семьи в тех или иных конфигурациях формируют правящий класс Ливана - политический и экономический. Места в госаппарате делятся между семьями и рассматриваются как источник коррупционных доходов и как способ перекачки средств в карманы данных семей и подчиненных им партий. Те же партии и семьи связаны с руководством ливанских банков и вовлечены в процесс финансовых спекуляций и различных махинаций. В сочетании с низким уровнем компетентности, такая система ведет к тяжелой политико-экономической ситуации, кризису. Это вызывает растущие протесты трудящегося и безработного населения всех конфессий, а также мелкого бизнеса.

Положение дел ухудшилось в последние годы из-за ряда катастрофических событий, включая пандемию, крах ливанского фунта и огромной силы взрыв в порту Бейрута 4 августа 2021 года, практически разрушивший половину столицы Ливана.

Чудовищный экономический кризис лишил население доступа к базовым услугам, таким, как медикаменты, топливо и электричество. Отключения электроэнергии стали обычным явлением, цены на продукты питания резко возросли. Ливан страдает от трехзначной инфляции, стремительного роста уровня бедности и обвала валюты после дефолта по долгам в 2020 году. Специальный докладчик ООН по вопросам бедности Оливье де Шуттер назвал Ливан «несостоятельным государством», в котором четыре из пяти человек живут в бедности. Он подчеркнул, что «политическое руководство оторвано от реальности и не замечает отчаяния, в которое погрузилось население страны, в то время как причиной этого отчаяния стали руководители Ливана, разрушившие жизни людей» и добавил, что «Ливан является также страной с одним из самых высоких в мире показателей неравенства».

Именно на таком фоне состоялись выборы 15 мая. На них коалиция, возглавляемая шиитской проиранской партией Хезболла в союзе с шиитским движением Амаль и христианским Свободным патриотическим движением (СПД) потерпела поражение, получив 62 из 128 мест (на выборах 2018 года они завоевали 71 место). Бывшая правящая коалиция в лице шиитских партий Хезболла и Амаль и христианского СПД была разбита прежде всего из-за падения популярности СПД.

Победитель - Оппозиционная христианская партия Ливанские силы (ЛС), которая стоит на просаудовских и проамериканских позициях. Она стала крупнейшей христианской партией в парламенте, получив 19 мандатов. Их союзники - это различные суннитские и другие партии или независимые кандидаты. Причем, если бывшая правящая коалиция ориентировалась на Иран, то ЛС и некоторые их суннитские союзники связаны с Саудовской Аравией. Таким образом, события в Ливане зависят еще и от борьбы региональных держав.

Ситуация усугубляется несколькими обстоятельствами.  Во-первых, как заметил руководитель бейрутского филиала аналитического центра «Политическая инициатива» Сами Аталла, ближе к концу 2022 года, когда дело дойдет до избрания нового спикера, назначения премьер-министра и голосования по кандидатуре президента, различные парламентские группировки непременно захотят скрестить мечи.

Во-вторых, Хезболла и ЛС являются не только политическими, но и военными противниками (за спинами которых стоят Иран и Саудовская Аравия соответственно). Между этими партиями время от времени вспыхивают вооруженные столкновения. Так, в октябре имели место перестрелки между боевиками Хезболлы и ЛС в Бейруте.

Депутат парламента от Хезболлы Мохаммед Раад предупредил другие партии, чтобы они «обратили внимание на свой политический дискурс и поведение, а также на будущее страны» и призвал их не быть «топливом для гражданской войны». Об этом сообщил верный Хезболле канал Al-Mayadeen. Раад также сказал, что различные ливанские партии «поведут Ливан в пропасть», если откажутся сформировать правительство национального единства.

Такова типичная тактика проиранских вооруженных ополчений и связанных с ними партий. Это силы прибегли сегодня в Ливане к той же тактике, что и в Ираке. Они требуют (и там, и там) большой правящей коалиции. Такое большое правительство, состоящее из массы конкурирующих между собой партий, обычно плохо функционирует из-за разногласий между партиями, и последние заняты, главным образом, тем, что набивают свои карманы. Все это позволяет проиранским силам в Ливане и Ираке контролировать ситуацию, используя военную мощь своих ополчений (Хезболла является самой влиятельной вооруженной группировкой в стране) и влияние в силовых структурах, а также путем союзов с частью правительственных партий, и путем назначений своих людей на выгодные позиции.

В случае, когда проиранские силы проигрывают выборы, они требуют создания больших коалиционных правительств, чтобы все равно сохранить власть. В противном случае они угрожают беспорядками и насилием. Впрочем, их оппоненты так же бывают склонны к силовому вмешательству в политически процесс.

Обращает на себя внимание крайне низкая явка избирателей - 41%. Примерно такое же количество - 43% - явились на выборы в Ираке в прошлом году, и 49% пришли на выборы в Иране (включая многие миллионы принудительно согнанных иранскими властями бюджетников). Большинство населения в этих странах - прежде всего бунтующая молодежь, студенты, рабочий класс, безработные - больше не верит действующим политикам.

Осенью 2019 года Иран, Ирак, Ливан и Сирию потрясли массовые социальные протесты, в которых приняли участие в общей сложности миллионы людей. Они требовали работы, чистой воды, дешевой или бесплатной медицины и других базовых услуг. Некоторые наблюдатели назвали эти события «Арабская весна 2.0». С тех пор проблемы не рассосались сами собой и гнев социальных низов Ближнего Востока тоже никуда не исчез. Время от времени аналогичные протесты, хотя и меньших масштабов, вспыхивают в этих странах.

Таким образом, Ливану, скорее всего, предстоит в ближайшем будущем борьба политических фракций за право сформировать новое правительство, борьба на фоне экономического кризиса, социальных бунтов и противостояния партийных ополченцев. Все это время реформы проводиться не будут, а значит денег Ливан не получит, и положение дел в экономике страны едва ли улучшится.

Caliber.Az
Просмотров: 2964

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
Cамые читаемые
1

Госмиграционная служба Азербайджана обратилась к иностранцам

32799
01 Июля 2025 14:45
2

В Азербайджане уволены свыше 2 300 учителей После повторной сертификации

27974
01 Июля 2025 15:33
3

Воздушное пространство Азербайджана стало стратегическим маршрутом

9309
02 Июля 2025 21:19
4

Антиазербайджанская кампания как зеркало российской политики Аналитика Сергея Богдана

6530
01 Июля 2025 19:05
5

Внешность — как улика, вера — как приговор Реалии современной России

6084
01 Июля 2025 15:26
6

«Решение использовать азербайджанцев как мишень — стратегическая ошибка российских властей» Тусупбеков и Чечелашвили на Caliber.Az

4012
02 Июля 2025 12:09
7

Минобразования Азербайджана о появившихся в сети сообщениях о приостановлении обучения на русском языке

3979
02 Июля 2025 14:03
8

Ереван в фаворе, Тбилиси — в опале: двойные стандарты Евросоюза на Южном Кавказе Статья Владимира Цхведиани

3129
02 Июля 2025 19:04
9

В Азербайджане меняется форма удостоверения личности граждан

3069
02 Июля 2025 20:16
10

Баку бьет по российским криминальным сетям Фото/Видео

2855
01 Июля 2025 15:31
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading