twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Уничтожение, разграбление, дискриминация: наследие Франции в Новой Каледонии Экскурс в историю с Лиманским

18 Мая 2024 14:02

Мир меняется на глазах. И сегодня страны, еще вчера намертво прихваченные цепкими когтями империалистической метрополии, вдруг вырываются на свободу.

«Проводить охоту, как на волков…»

При этом больше всего нынче достается еще сохранившемуся колониальному наследию Парижа. После скандальных провалов проекта «Франсафрики» в Буркина-Фасо, Мали и Нигере, которые недавно вышли из профранцузского союза ЭКОВАС, на борьбу поднялся народ Новой Каледонии. Этот архипелаг был открыт для Запада английским мореплавателем Джеймсом Куком в 1774 году, он же и дал ему название «Новая Каледония». Но англичане не стали оккупировать эти острова. Только в 1840 году тут появляется англиканская миссия, а в 1843 году — католическая конгрегация маристов. Вскоре между католиками и протестантами начинается кровавая война, в нее они втягивают и только что христианизированное местное население. В 1844 году французская армия впервые высадилась на остров Новая Каледония, который французы переименовали в Гранд-Тер. А уже в 1847 году французские солдаты устроили первую резню местного населения. В 1853 году по приказу Наполеона III был захвачен и присоединен к Франции весь остров Новая Каледония. Разумеется, мнение местного населения по этому поводу никто не спрашивал. Париж сделал это просто по праву сильного, как колониальная держава, военный флот которой доставил на острова войска с нарезным огнестрельным оружием. И воины меланезийских племен отразить экспансию европейских захватчиков тогда не смогли. При этом французские колонизаторы высказывали и воплощали в жизнь идеи, предшествующие нацистской доктрине. Так, в 1856 году командующий войсками в Новой Каледонии генерал Тестард писал: «Каледонец (канак) умен, но он чудовище извращенности. Мы должны начать с уничтожения этой популяции, если хотим жить в безопасности в стране... Единственный способ ее преодоления, который кажется практически осуществимым, — это проводить охоту, как на волков во Франции».

Даже христианские миссионеры, аналог НПО и пропагандистов «европейских ценностей» того времени, были преисполнены чувства расового превосходства. В 1846 году отец Пьер Ружерон писал о языке меланезийцев: «Этот язык такой же варварский, как и жители». Этому языку было отказано в праве принадлежать к человеческим, его уподобили щебетанию птиц. В 1863 году преподавание других языков, кроме французского, было запрещено. С 1855 года французская колониальная администрация начала отбирать землю у коренных народов — для передачи ее европейским переселенцам. Местное население выдавливалось с лучших земель западного побережья в гористый и лесистый центр острова либо на менее плодородный восточный берег. Со временем до 80% земель канаков на острове Новая Каледония были захвачены переселенцами, некоторые из которых стали крупными землевладельцами. Французский губернатор Новой Каледонии обладал огромной властью — он мог назначать и смещать вождей, распускать и создавать племена и лишать их территории. Французские колонизаторы придали традиционным племенам статус административных единиц, территорию которых им было запрещено покидать. И в 1868 году фактически заперли их в официальных резервациях. При этом и земли резервации французское государство в любой момент могло экспроприировать под шахты, рудники, водотоки и так далее. А непокорных вождей ссылали на Таити.

В дополнение всего в 1887 году был введен специальный «Туземный кодекс», согласно которому коренные жители подлежали принудительному труду, были обложены поборами, включая подушную подать, им было запрещено передвигаться в ночное время и так далее. Колониальная сегрегация была узаконена демократической Французской Республикой. Все население Новой Каледонии было разделено на две категории — полноправных «французских граждан»-европейцев и дискриминированных «французских подданных» — канаков, как стали называть коренное население, и других мигрантов небелого происхождения.

Каторжный режим и «элита» из тюремщиков   

Но поскольку в самой Франции желающих ехать на край света, на острова с непривычным климатом все равно было немного, то в 1864 году в Новой Каледонии была организована каторга. Работать заключенным приходилось на осушении болот и строительстве дорог, условия содержания были поистине ужасны. А после освобождения каторжане должны были оставаться на островах на время, равное их каторжному сроку. И осевшие тут уголовники составили не самую лучшую часть местного европейского населения. Также большой проблемой было привлечение в колонию французских женщин, потому что на островах мало кто соглашался выйти замуж за отбывших наказание преступников. В конце XIX века из 20 тысяч жителей Новой Каледонии европейского происхождения половина была бывшими заключенными. Администрация же каторги со временем стала крупнейшим землевладельцем на островах, местной политической и финансовой «элитой».

На новокаледонскую каторгу ссылались и парижские коммунары, которых не успели расстрелять версальцы. Так, среди 4300 политзаключенных тут отбывала наказание и знаменитая революционерка Луиза Мишель. А после восстания 1871 года в другой французской колонии — Алжире — в Новую Каледонию были депортированы тысячи арабов и берберов.

Первоначально эксплуатация островов Новой Каледонии и их населения была достаточно простой — французы устроили на них плантации кофе и кокосовых пальм. При этом уникальные тропические леса Новой Каледонии и обитавшие там животные сильно пострадали, как разрушено было во многом и традиционное сельское хозяйство канаков. До этого же, как свидетельствуют находки археологов, меланезийское население жило только в прибрежной полосе, не вторгаясь в глубь островов. Затем выяснилось, что Новая Каледония — настоящий кладезь полезных ископаемых. В 1863 году тут были открыты залежи никеля, ставшего местным «золотом». И в 1870 году в Новой Каледонии началась «никелевая лихорадка». На архипелаг хлынули дешевая рабочая сила с Реюньона, Новых Гебрид (Вануату), голландцы с Восточной Явы, жители Индии, Индокитая и Японии.

Коренное же население в условиях колониального владычества от завезенных европейцами болезней и алкоголя сокращалось и вымирало. По некоторым данным, на момент колонизации в Новой Каледонии проживало от 50 до 90 тысяч туземных жителей, а к 1901 году тут осталось только 27 тысяч. Причем за 14 предшествующих лет коренное население уменьшилось сразу на 18 тысяч. Канаки были лишены и своего традиционного жизненного уклада, и культуры, и даже права на родной язык. В 1921 году в Новой Каледонии были запрещены все публикации на местных языках.

Одновременно на протяжении всего французского господства массовое заселение Новой Каледонии мигрантами представляло еще один серьезнейший вызов самому существованию канаков как самостоятельного народа.

Перманентная деколонизация

Коренные народы с самого начала с оружием в руках боролись против своего порабощения. Уже в 1878 году произошло восстание под руководством вождя Атаи. А в 1917 году, одновременно с революцией в России, произошло восстание под началом вождя Ноэля.

После победы над немецким нацизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне неизбежно начался процесс деколонизации и во владениях других империалистических держав. Однако Париж и не думал предоставлять канакам независимость. В 1946 году Новая Каледония получила лишь статус заморской территории Франции. Также только после победы над фашизмом в Новой Каледонии был отменен расистский «Туземный кодекс», и канаки получили право на свободный труд и передвижение. Но процесс деколонизации сильно затянулся. В 1953 году коренные жители получили доступ к французским государственным школам, и лишь в 1957-м им всем было предоставлено право голоса. 

Но процесс численного подавления коренного населения за счет переселенцев по-прежнему оставался официальной французской политикой. В 1972 году премьер-министр Франции Пьер Мессмер так сформулировал это в своем циркуляре: «Французскому присутствию в Каледонии, помимо мировой войны, может угрожать только националистическое требование коренного населения, поддерживаемое несколькими возможными союзниками в других этнических общинах, выходцах из Тихого океана. В краткосрочной и среднесрочной перспективе массовая иммиграция французских граждан из материковой Франции или из заморских департаментов (Реюньон) должна позволить избежать этой опасности за счет поддержания и улучшения цифрового соотношения сообществ». 

Также в 1956 году Новая Каледония получила статус ограниченной автономии, и лишь в 1984-м – полноценную автономию. Последняя уступка Парижа была связана с тем, что в 80-е годы архипелаг потрясли выступления за независимость. Борьбу против французского господства развернул Социалистический фронт национального освобождения канаков (НСФОК), ему противостояло коллаборационистское Объединение за Каледонию в Республике (ОКЗР). Дело дошло до повстанческой деятельности патриотов и военных операций французской армии. В 1984 году в столице Нумеа было введено чрезвычайное положение и комендантский час. С приходом в Париже к власти правых сил репрессии против сторонников независимости были ужесточены. Группа вмешательства национальной жандармерии (GIGN) вела настоящую охоту и практиковала бессудные казни лидеров канакского движения. Демонстрации протестующих жестоко разгонялись. Но 2 декабря 1986 года Генассамблея Организации Объединенных Наций большинством голосов признала право Новой Каледонии на самоопределение. В 1988 году противоборствующим сторонам в Новой Каледонии удалось прийти к мирному соглашению, подписанному в Матиньоне. И, по сути, гражданская война была остановлена. В 1998 году в Нумеа между французским правительством, ОКЗР и НСФОК было подписано новое соглашение, предусматривающее постепенную передачу в ведение Новой Каледонии образования, налогов, внешней торговли, гражданского и коммерческого права и гражданской безопасности. И установление «каледонского гражданства», которое будет признаваться за людьми, проживающими там не менее 10 лет. Соглашение предусматривало, что в будущем Новая Каледония разделит суверенитет с Францией на пути к полной независимости. 

Но для этого в Новой Каледонии должны были пройти три референдума. Их результат подчеркивает глубокие политические разногласия и социальное расслоение в обществе. Первый референдум состоялся в 2018 году, и тогда 56% выступили против независимости при явке в 81%. Но, по мнению некоторых экспертов, это вовсе не говорит о том, что так считает большинство населения, а тем более – коренного. Так, в 2018 году в Южной провинции, наиболее богатой и с самым высоким социальным неравенством, за сохранение в составе Франции проголосовало 73,7%. А в самой столице Нумеа «да» Парижу сказало вообще 80,5%. Но сторонники независимости Новой Каледонии получили тогда большинство в двух других крупнейших регионах – в Северной провинции (75,8%) и на островах Луайоте (82,2%). Однако на островах был и самый низкий процент участия (58,9%), так что на самом деле потенциальных сторонников независимости там может быть значительно больше. В 2020 году против независимости выступило уже меньше участников референдума – 53%, а явка была на 4% выше – 85%. 

Последний же референдум 2021 года сторонники независимости вообще бойкотировали, и там голосовали почти исключительно сторонники Франции. 

Смерти - от усталости полиции

Что же происходит в Новой Каледонии сейчас? 15 мая Национальная ассамблея Новой Каледонии приняла соответствующие законодательные изменения, допускающие к выборам мигрантов, проживших на архипелаге 10 лет, высокопарно названные «размораживанием электората». За «размораживание» проголосовал 351 депутат, против — 153. Движения канаков, которые в результате миграционной политики Парижа и так составляют меньшинство в своей стране (41,2% населения по данным 2019 года), посчитали происходящее очередным усугублением несправедливости. Хотя «каледонское гражданство» на основе 10-летнего ценза и было предусмотрено Нумеанским соглашением 1998 года. Уже накануне этого голосования в Новой Каледонии начались массовые протесты. Только в ночь на 15 мая в Большом Нумеа было арестовано 130 человек, ранения получили сотни людей.

По сути, в Новой Каледонии сейчас происходит форменное восстание. К среде было убито трое молодых участников протестов, как минимум одного из них застрелили. Были подожжены многие здания, включая расположение территориальной бригады жандармерии в Маре. Одновременно в столичной тюрьме начался бунт заключенных и попытка побега, подавленные силами безопасности. Как это часто бывает, к выступлениям присоединились и мародеры, и криминальные элементы, занявшиеся грабежами магазинов. Власти призывают население оставаться дома, но у немногих еще оставшихся открытыми магазинов выстраиваются огромные очереди. Сообщается, что в некоторых районах Нумеа нет уже ни риса, ни хлеба. При этом ведущая партия сторонников независимости — Национальный социалистический фронт освобождения Каледонии (НСФОК) — призвала население к сохранению спокойствия и мира, а власти — к снятию блокпостов, чтобы обеспечить доступ жителей к продовольствию. Похоже также, что драйвером протестов выступает радикальное движение — Группа по координации полевых действий (ССАТ), действующее отдельно от НСФОК. 

В ряде районов местное население формирует ополчение для защиты своих улиц и возводит баррикады и свои блокпосты. Между отрядами самообороны и активистами ССАТ были отмечены столкновения. А глава Южной провинции Соня Баркес заявила, что архипелаг находится в состоянии гражданской войны. Появились также сообщения о том, что президент Макрон хочет пригласить в Париж для переговоров сторонников и противников независимости Новой Каледонии. Одновременно утром 15 мая Макрон отменил свою поездку к ветряным мельницам в Приморской Сене и срочно собрал Совет обороны и национальной безопасности. Лидер французских ультраправых Марин Ле Пен призвала ввести в Новой Каледонии чрезвычайное положение. А вот левая партия «Непокорённая Франция» призвала к срочному отзыву вызвавшего раскол законодательного документа и напрямую обвинила президента Макрона и министра МВД и заморских территорий Дарманена в том, что они после 40 лет мирной деколонизации снова разожгли войну в Новой Каледонии. Лидер «Непокорённой Франции» Жан-Люк Меланшон призвал Макрона сделать «жест умиротворения». Но, видимо, за «умиротворение» Макрон посчитал чрезвычайное положение, которое и было введено в Новой Каледонии по его инициативе. Фабьен Руссель, национальный лидер Коммунистической партии Франции, назвал это возвращением колониального государства. Для охраны портов и аэропорта в «заморской территории» уже введены французские войска. Силы безопасности на Новой Каледонии увеличены с 1700 до 2700 человек. А еще Верховный комиссар Новой Каледонии (назначаемый из Парижа) Луи Ле Франк ввел комендантский час и запретил «Тик-Ток». Вероятно, за китайское происхождение этого ресурса? Кстати, Париж, ничтоже сумняшеся, во всех своих проблемах склонен винить то Пекин, то Баку...

К 16 мая число арестованных увеличилось до 200, а убитых — до 5-ти. Еще один жандарм погиб в результате... «усталости полиции», как назвал это премьер-министр Габриэль Атталь. В связи с кризисными событиями в Париже создан новый Совет обороны и национальной безопасности во главе с Макроном. На состояние вечера пятницы ситуация в Новой Каледонии продолжает оставаться напряженной. Окончательное решение по изменению порядка голосования, вызвавшего взрыв национальных протестов, должно состояться в новокаледонском Конгрессе в конце июня. Однако вне зависимости от того, удастся ли сейчас Парижу взять ситуацию под контроль или нет, его власти в заморской колонии уже нанесен очередной удар. И рано или поздно, но коренное население Новой Каледонии получит все суверенные права на своей земле. Хотя французским корпорациям очень не хочется терять тихоокеанский архипелаг, где сосредоточено 25% разведанных мировых запасов никеля и железа. А также есть залежи хрома, кобальта, марганца, серебра, золота, свинца и меди. И вполне очевидно, что проблемы Новой Каледонии имеют очень глубокие корни в ее колониальном прошлом и настоящем. А Елисейский дворец не делает ничего для их разрешения, только провоцирует очередное обострение. Особенно же дикими выглядят попытки Парижа переложить ответственность за очередной кризис в своих колониях на Азербайджан, находящийся за тысячи километров от этого региона. Вероятно, подобные демагогические заявления делаются для того, чтобы прикрыть стремительно падающее влияние Франции в мире. Но вряд ли новые выпады и вмешательство Парижа в дела суверенных государств смогут помешать процессу дальнейшей деколонизации... 

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 1917

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
telegram
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Cамые читаемые
1

Так преображается площадь «28 Мая» ФОТО

14793
05 Сентября 2024 15:56
2

Декоративные кусты отравляют жителей Баку? Официальное заявление ИВ / ФОТО

6849
05 Сентября 2024 15:02
3

Обнародована дата выплаты пенсий

4531
06 Сентября 2024 14:42
4

Пощупать Европу В Армении хотят провести референдум

4296
05 Сентября 2024 19:01
5

Операция «Выборы» Грузия и Сербия под прицелом Запада

2948
05 Сентября 2024 12:20
6

Европа поможет реализовать полумиллиардный проект в Гяндже

2857
05 Сентября 2024 10:14
7

Древнегреческие и римские карты с «великой Арменией»: где подвох? «Непростая история» с Ризваном Гусейновым

1835
05 Сентября 2024 14:10
8

Опасная игра Еревана Москва в курсе

1632
06 Сентября 2024 14:24
9

Наглость, конечно, второе счастье Но оно очень изменчиво

1600
06 Сентября 2024 14:42
10

Робин Брукс: Экспорт в Центральную Азию и на Кавказ резко вырос сразу после вторжения РФ в Украину ФОТО

1507
06 Сентября 2024 22:58
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading