Лоялисты Новой Каледонии — последняя надежда Макрона Размышления Теймура Атаева
«Свобода, равенство, братство». Этот лозунг, который по известным историческим причинам принято называть французским, вроде как должен быть маяком для официального Парижа. Но на поверку происходит в корне наоборот. В последние недели весь мир ошарашенно наблюдал за потугами Эммануэля Макрона предложить кандидатуру нового премьер-министра. Когда он, просто-напросто не захотев смириться с оглушительным поражением на парламентских выборах, все тянул и тянул с решением данного вопроса. И где тут, спрашивается, свобода? Где затерялось равенство, не говоря уже о братстве? Но ладно с этим, так как здесь речь идет о французах как таковых. Пусть сами решают свои вопросы.
Другое дело, что ведь те самые «свобода, равенство, братство» становятся не более чем занафталиненным лозунгом в преломлении к правам канаков — коренному народу Меланезии, проживающему в Новой Каледонии. А ведь этот регион практически все французы без исключения считают чуть ли не своей собственностью, именуя его «заморской территорией», тем самым фактически расписываясь в следовании идеям неоколониализма по отношению к ареалу и его коренным жителям.
Мы прекрасно помним, как в мае 2024 г. коренное население Новой Каледонии восстало против антиканакского законопроекта французских парламентариев, возжелавших предоставить при выборах в местное законодательное собрание право голоса жителям Франции, проживающим в Новой Каледонии в течение 10 лет. Не открытым ли насмеханием это было над лозунгом якобинцев? Но французским властям стало не до смеха, так как на их глазах родилась новая волна национально-освободительного движения в Новой Каледонии, где официальный Париж объявил военное положение вместо прислушивания к праведным голосам канаков. В свете чего оказалось однозначно ясным, что Макрону и Ко абсолютно не до прав человека и хотя бы минимальных элементов демократии, ведь правительство не прислушалось к требованиям канаков обеспечить их полный контроль над островами и недрами, в том числе и по причине нахождения здесь значительных залежей никеля.
В отличие от Парижа, Баку не остается безучастным к нарушениям прав человека, вне зависимости от их проявлений в тех или иных географических широтах. Данный подход способствовал проведению в апреле с. г. в Милли Меджлисе конференции на тему «Новая Каледония: история, современные вызовы и ожидаемое будущее», в которой приняли участие члены делегации Новой Каледонии. Столь трепетное отношение Баку к проблемам канаков до глубины души тронуло членов делегации, от имени которых глава комитета Конгресса Новой Каледонии по инфраструктуре, территориальному планированию, устойчивому развитию, энергетике, транспорту и связи Омайра Нейсселин выразила благодарность Азербайджану за «нахождение рядом с канакским народом в борьбе за независимость».
Результатом же подъема национально-освободительного движения в Новой Каледонии стало избрание в парламент Франции в июле нынешнего года кандидата от канаков Эммануэля Тжибау, выступающего за независимость. Ну а буквально несколько дней назад Конгресс Новой Каледонии принял резолюцию с требованием к французским властям выделить 4,2 млрд евро на восстановление островной территории, что оказалось необходимым после майских событий.
По всей видимости, это предложение канакских парламентариев вызвало резкое неприятие французских властей, которые не нашли ничего лучшего, как попытаться спровоцировать очередной раунд недовольства жителей Новой Каледонии. Правда, на этот раз Париж решил сыграть в корне в ином ключе, нежели ранее. Так, он инициировали подготовку со стороны ангажированных членов Конгресса резолюции о создании комиссии для расследования «отношений между некоторыми местными депутатами и Азербайджаном».
Хоть стой, хоть падай. Неужели «свободолюбивые» французские власти запамятовали, что однажды они уже пытались обвинить Азербайджан «во вмешательстве в дела Новой Каледонии» путем «поддержки движения за независимость»? Когда получили четкий ответ от МИД Азербайджана, категорически отвергшего «оскорбительные высказывания» и призвавшего «прекратить клеветническую кампанию» против страны. Наверное, нелишним будет напомнить Парижу один из абзацев тогдашнего заявления внешнеполитического ведомства Азербайджана, согласно которому «вместо обвинений Баку в якобы поддержке протестов за независимость в Новой Каледонии», соответствующим ведомствам Франции «следовало бы сосредоточиться на провальной политике своей страны в отношении заморских территорий, которая привела к протестам».
Наверняка официальный Париж вновь останется глухим к этому призыву, предпочтя инициировать шаги, направленные против движения канаков за независимость. Однако голос тех, кто ратует за свободу, заглушить уже невозможно. На фоне чего Азербайджан абсолютно не намерен ослаблять борьбу за ликвидацию неоколониальной системы в мире. Свидетельством чего является проведение 3 сентября в Баку по инициативе Бакинской инициативной группы (БИГ) международной конференции «Незаконная оккупация Францией острова Майотта Союза Коморских островов». В итоговом заявлении участники конференции, выразив искреннюю благодарность народу Азербайджана «за доброе и дружеское гостеприимство», осудили «колониализм Франции на острове Майотта» и потребовали уважения суверенитета Союза Коморских островов французским правительством, с «немедленным освобождением острова Майотта, являющегося его неотъемлемой частью».
Тем самым Париж получил очередной сигнал от Баку, что в ХХI веке колониализму должен быть положен конец. Раз и навсегда! Остается лишь проследить, насколько Елисейский дворец и парламентарии Франции верны лозунгу «Свобода, равенство, братство».