Пощупать Европу В Армении хотят провести референдум
На европейско-армянском треке произошло очередное интересное событие. В ЦИК РА представлено решение о формировании инициативной группы с целью внесения проекта закона «О начале процесса вступления Армении в Европейский союз». Отмечается, что документ представлен группой из 51 гражданина. Они назначили своим уполномоченным представителем зампреда партии «Республика» Артака Зейналяна. ЦИК в течение 10 дней может зарегистрировать инициативу или отклонить ее.
Немного последней хроники. В марте этого года Европейский парламент принял резолюцию, поддерживающую перспективную заявку Армении на членство в ЕС. 21 июня в парламенте Армении прошли слушания по вопросу возможного референдума о подаче заявки на членство в ЕС, инициированного четырьмя прозападными политическими партиями, включая союзника правящей партии – «Анрапетутюн». Спустя несколько дней спикер парламента Ален Симонян во время визита в Латвию сказал, что Армения может вынести вопрос о возможности присоединения к Евросоюзу на референдум уже в ближайшее время, а в конце июля Евросоюз утвердил начало переговоров с Арменией о либерализации визового режима.
Вместе с тем известна умеренная, если не сказать, скептическая позиция премьера Пашиняна по вопросу вступления в ЕС. «Проводить сейчас референдум или нет? Если мы вынесем этот вопрос на референдум, то должны будем проводить агиткампанию. Когда мы будем ее проводить, люди зададут вопросы – когда, как, в какие сроки, какими шагами? Евросоюз хочет этого или нет, готов ли Евросоюз? Могу ли я дать ответы на эти вопросы – нет», — прокомментировал Пашинян перспективу референдума два месяца назад.
Трудно заподозрить Симоняна в оппозиции к Пашиняну. Поэтому можем допустить, что устами спикера правящая партия пытается поднять или удержать свой рейтинг среди крайне западно-ориентированного электората, одновременно выбивая почву из-под ног соответствующих политических партий, лишая их возможности критиковать власть за пассивность в вопросах евроинтеграции.
С одной стороны, можно ожидать, что ЦИК одобрит заявку, дабы не вызывать искусственным образом общественное недовольство. С другой стороны, отклонение заявки позволило бы Пашиняну замерить температуру улицы, понять, насколько армянский социум готов повторить грузинский сценарий.
Однако, учитывая, что, в принципе, референдум не означает автоматически подачи заявки на вступление, а подача заявки на вступление тем более не означает положительного решения ЕС, играть в эту игру можно бесконечно. Поэтому нет причин, по которым данный референдум мог бы сыграть против правящей партии.
В этом контексте любопытно еще и другое. Если курс на членство Армении в ЕС будет всецело поддержан еврочиновниками, то это, скорее всего, станет еще одним поводом для конституционной реформы в Армении. И вот тут встает вопрос: стоит ли ожидать давления ЕС в вопросе невключения в новую конституцию отсылки к Декларации о независимости Армении? Ведь ЕС вряд ли захочет иметь в своих рядах страну, имеющую территориальные конфликты с соседями. Более того, трудно себе представить, каким образом ЕС собирается приглашать Армению, покуда у той военный договор с Россией, а в нескольких километрах от столицы взлетают российские истребители.
Однако мир меняется. То, что сегодня кажется вечным, завтра может в миг уйти в небытие. Поэтому Пашинян будет стараться максимально приближаться к ЕС, настолько, насколько это в принципе возможно, или, как он сам как-то выразился, «настолько, насколько к этому готов Евросоюз», пользуясь при этом всеми возможными «плюшками», причем с обеих сторон, я имею в виду как Европу, так и Россию.
Одновременно правительство Пашиняна прощупывает почву самого ЕС. Он ждет более оформленных гарантий того, что Европа не просто использует Армению втемную, поставляя ей вооружение и натравливая на соседей, но реально готова раскрыть ей свои объятия.
Так что, референдуму, скорее всего, быть. А затем стоит подождать, чем ответит Европейский Союз.