А мы ведь предупреждали... Размышления Эмина Галалы
Давать верные прогнозы всегда приятно. Природная мудрость и острота аналитического мышления, помноженные на цепкий талант наблюдателя, это, знаете ли, ого-го! И вообще, отныне подписываюсь не «Галалы», а «Нострадамуслы».
Читатель уже понял, что это самоирония. Нет, время от времени мои прогнозы сбываются, иногда даже с пугающей точностью. Но и в небо пальцем попадал. Первый вариант приятен, второй хочется забыть – как будто и не было. Но порой точные предсказания ничего, кроме огорчения, не приносят.
Приведу цитату из своей статьи в Caliber.Az трехлетней давности: многие в этом мире, в том числе ваш покорный слуга, убеждены, что талибы не показали истинного лица. Сегодня мы это лицо видим. Пусть не полностью, но оскал дикарей от религии проявляется все отчетливее. То, что они сделали с женщинами в Афганистане, при всей своей чудовищной кошмарности, это только малая толика религиозного безумия, неразрывно связанного с движением афганских «студентов».
Я никоим образом не являюсь нездоровым энтузиастом гендерного уполномачивания до тех пор, когда не остается никакой мочи. Не в меру пылкие гендер-активистки, рьяно рвущие на груди рубашки, а порой и то, что под ними – это не мое. Но подход талибов к женщине в обществе более ужасен, чем экстремальный экстрим поборников женского верховенства. Забудьте о какой-либо роли, о праве на свое мнение, о карьере, даже об образовании. Теперь и женский голос под запретом, потому как вводит мужчину в соблазн (!). Надо спросить, насколько мужественен мужчина, если слабеет от голоса женщины, ну да ладно.
Министерство распространения добродетели и искоренению греха. Как вам? В 1996 -2001, во время первого правления Талибана, оно стало символом произвола. Во втором «пришествии» талибов это образование заменило министерство по делам женщин. Даже здание то же. А ведь начинал Талибан по-другому. В 2021 году новые афганские власти искусно маскировались заявлениями о якобы имеющихся планах по возвращению девочек в школы. На более детальные вопросы о роли женщин и их будущем давались уклончиво-половинчатые ответы. Мол, все будет нормально, мы же не те, плохие варвары из 90-ых. Мы хорошие. Немножко варвары, но не очень. Не лыком они шиты, эти афганские ребята. Им удалось обвести весь мир вокруг пальца!
Хотя, если честно, это миру очень хотелось обмануться. Чтобы прикрыть ущербность, когда после 2 десятков лет сказок про белого бычка и демократическое будущее, щедро сдобренных сотнями миллиардов улетевших в трубу долларов, западной цивилизации пришлось в очередной раз паковать чемоданы и сматывать удочки. Не ищите парадоксов, но при всем моем неприятии варварства талибов я не могу заставить себя их не уважать. Они искренне делают то, во что верят. Они всегда верили в то, что делали. Они убивали и умирали за это, и небольшой спектакль «Талибан и гендер» для них сущие пустяки. А еще они очень прагматичны в расчетах. Они знают: нету сегодня у мира аргументов против афганских воинов радикального ислама!
Всё это плохо. Но худшее, конечно, впереди. Талибам ведь задавали и другие вопросы. А если конкретно, то мир сильно интересовался на предмет планов по отношению к соседям. Мол, будете безобразничать, али как? Ну, талибы были шибко заняты новым хозяйством, плюс залетный ИГИЛ сильно надоедал, да еще и сын Ахмад Шаха Масуда воображал из себя. И потому талибы с обиженным видом заахали, что, дескать, как можно, да мы никогда, мы же не те, что в 90-х, мы модернизировались, и вообще, мир, дружба, фестиваль. Ничего не напоминает? Да, приблизительно так же они отвечали на вопросы о гендерном равенстве. А что они делают сегодня?
Ну так все течет, все меняется. Сегодня планов по Центральной Азии нет, появятся завтра. Кабул внимательно следит за трудностями России в Украине. Следит, и мотает на ус. Или на бороду, как удобнее. Не забывайте о Талибане. Если что, они о себе напомнят.