Иран: бесконечный кризис Аналитика Шерешевского
Согласно официальным данным Исследовательского центра парламента Ирана, около 50 процентов граждан страны в возрасте 24-50 лет являются безработными. Хотя не исключено, что многие работают неформально и не ставят об этом в известность государство, цифра говорит сама за себя. Между тем, по мнению социологов, положение, при котором безработица среди молодежи достигает 25 процентов, автоматически делает страну нестабильной, порождая угрозу социальных протестов, бунтов и восстаний.
Высокий уровень безработицы сопровождается ростом дороговизны и падением национальной валюты. За последний год риал потерял почти 50% своей стоимости и сейчас торгуется по цене около 820 000 риалов за доллар. Эта девальвация сопровождалась резким ростом цен и острой нехваткой товаров, включая регулярные зимние отключения электричества и дефицит природного газа, в результате чего миллионы людей оказались в тяжелом положении. Официально инфляция составляет около 40 процентов, но, возможно, реальные цифры намного выше. Рост ВВП составляет 3-5 процентов в год, но большая часть населения этого практически не ощущает из-за высокого уровня неравенства, неравномерного распределения национального богатства.
«Экономическая ситуация достигла переломного момента для многих семей, — сказал в интервью оппозиционному изданию Iran International на условиях анонимности экономист из Тегерана. — Правительство, похоже, не способно обратить вспять нисходящую спираль, что только подогревает недовольство».
В результате энергетического кризиса, разразившегося во время наступления холодов, руководство страны приняло решение о временных отключениях от электричества миллионов квартир и сотен промышленных предприятий.
Отчасти нарастающий комплексный иранский кризис связан с американскими и европейскими санкциями. Но его причиной также является высокий уровень коррупции и некомпетентное управление экономикой.
Габриэль Норона, эксперт фонда Polaris, приводит данные в посте на X. Он сообщает, что, согласно иранским государственным СМИ, страна потеряла много электроэнергии, что привело к массовым отключениям по всей стране. 80 из 600 электростанций сейчас отключены из-за нехватки газа и дизельного топлива. Зимой потребность Ирана в электроэнергии составляет 45–47 ГВт. Режим пытается справиться с дефицитом в 2–4 ГВт с помощью отключений электроэнергии. Как богатая энергоресурсами страна достигает такого состояния? Это не санкции США, а системная коррупция, бесхозяйственность и приоритет террора над потребностями иранского народа. Например, Иран экспортировал 1,9 тераватт-часов только с марта по июль 2023 года, в основном в Ирак, чтобы увеличить зависимость Багдада от Тегерана, получить доллары для своих террористических кампаний и превратить Ирак в еще одно несостоявшееся вассальное государство, зависимое от Ирана. Кроме того, режим не инвестировал в свои сети передачи и распределения, которые теряют 13% вырабатываемой электроэнергии, согласно данным парламента Ирана. И они отказываются инвестировать в улучшение инфраструктуры генерации, что приводит к огромным потерям эффективности. Это классическая дилемма «пушки против масла», когда режим последовательно выбирает покупку пушек. Большинство электростанций находятся под контролем хедж-фонда Хаменеи (EIKO) и КСИР (Корпуса стражей исламской революции). В рамках покровительства и коррупционных отношений эти электростанции были запущены в эксплуатацию, при этом эффективность выработки электроэнергии составила около 30% по сравнению с современной эффективностью, которая примерно вдвое больше. «Иранский режим — это правительство, созданное коррумпированными людьми для коррумпированных людей», — заключает Норона.
Согласно данным Всемирного банка, около 30 процентов иранцев живут за чертой бедности и около 40 процентов в районе этой черты. А согласно социологическим опросам иранского режима, свыше 70 процентов выступают за отделение религии от государства. Это означает потерю легитимности иранской государственной модели велает-э-факих, когда страной правит духовный лидер, аятолла Али Хаменеи. Возможно, оценка, согласно которой 60-70 процентов иранцев выступают против режима, имеет под собой основания.
На таком фоне из Ирана часто поступают видео и сводки о забастовках в различных отраслях, работники которых возмущены ухудшающимся экономическим положением, ростом цен и задержкой зарплат. С 2017 года страну время от времени сотрясают массовые протесты. К ним относятся стачки с экономическими требованиями, выступления женщин, возмущенных репрессиями со стороны полиции нравов, протесты этнических меньшинств, которые жалуются на дискриминацию.
Режим подавляет эти выступления с помощью насилия, но вечно так продолжаться не будет. Приход к власти в США президента Дональда Трампа, который в прошлом высказывался резко негативно об исламской республике, может привести к новой волне санкций. Это может создать кумулятивный эффект, усиливая противоречия внутри страны и ослабляя режим.