Коррупция в «цветущем саду» Неприглядная изнанка ЕС
6 января во Франции начался суд над бывшим президентом этой страны Николя Саркози. Обвинение считает, что еще в бытность министром внутренних дел он заключил сделку с ливийским лидером Муаммаром Каддафи, который в обмен на определенные политические дивиденды передал своему французскому партнеру средства, использованные в президентской кампании. Об этом говорил Саиф аль-Ислам аль-Каддафи, сын руководителя Ливии, а в 2012 году издание Mediapart опубликовало документ ливийских спецслужб о выделении соответствующего финансирования. Материалы дела составляют 73 тома, основой которых являются показания свидетелей, знавших о том, что Саркози искал помощь в Ливии. В дальнейшем Каддафи был свергнут и убит ливийской оппозицией, которую Николя Саркози финансировал, уже будучи президентом Франции.
Если в Советском Союзе семьдесят лет шла ожесточенная борьба с бюрократией, то идеей фикс Европейского союза является борьба с коррупцией. Чиновники ЕС очень гордятся своими достижениями в этой сфере и неизменно подчеркивают, что в мировых рейтингах, составленных «независимыми» исследовательскими центрами (как правило, расположенных в той же Европе), их страны проходят как наименее коррумпированные. Стоит ли говорить, что к числу «наиболее коррумпированных государств», по странному стечению обстоятельств, относятся державы, имеющие разногласия с Брюсселем, или своевольные политики, как, например, венгерский премьер-министр Виктор Орбан?
Однако даже надзорные органы Европейского союза вынуждены бить тревогу. Совместный доклад директората юстиции Евросоюза и европейского антикоррупционного агентства OLAF показывает, что если раньше размер хищений из европейских фондов достигал сотни миллионов евро, то сегодня они уже исчисляются миллиардами. Потери от коррупции в странах ЕС составляют 323 миллиарда евро, что составляет почти треть от семилетнего бюджета Европейского союза на 2016–2022 годы. Полицией и прокуратурой Европы возбуждено 67 800 дел по статьям «злоупотребление служебным положением» и «взятка», что является рекордом за всю историю европейского объединения. К этим потерям следует еще отнести «ошибочные» траты, которые, по данным Европейской счетной палаты, достигают 7 миллиардов евро. Европейцы не спешат признать эти потери результатом мошенничеств или растрат, хотя многие подобные траты, например, финансирование сельского хозяйства на землях, заведомо непригодных для обработки, очевидно являются результатом коррупции.
Перед лицом фактов Еврокомиссия была вынуждена официально признать сумму коррупционного ущерба в 120 миллиардов долларов в год, заметив, что реальные цифры «гораздо больше». Эта сумма соответствует объему ВВП такой богатой страны, как Катар, или годовому бюджету Евросоюза. Эта статистика не включает в себя коррупцию в общеевропейских органах власти, которая также достигает огромных сумм. Только в 2022 году со счетов госорганов ЕС в неизвестном направлении исчезло 4,8% бюджетных средств.
Согласно проведенному летом прошлого года опросу, более двух третей жителей Европейского союза считают, что коррупция широко распространена в их странах. В Португалии, Греции, Словении и на Мальте в этом убеждены более 95% жителей. 75% европейцев говорят о тесной связи бизнеса и политики, что создает плодотворную почву для мздоимства, а более четверти европейцев (27%) признались, что сталкивались с коррупцией в повседневной жизни.
Европейские СМИ и политики регулярно подчеркивают, что коррупция в ЕС касается только стран южной и восточной Европы, объясняя это их бедностью и «культурными особенностями». Но это далеко не так. В Германии Федеральный отчет о ситуации с коррупцией за 2023 год отмечает, что в год в стране регистрируется около 3840 подобных преступлений. Ежегодный рост подобных преступлений составляет около 6,7%, а общая сумма ущерба удваивается и на 2023 год составляла 57 миллионов евро.
В то же самое время немецкие правоохранители вынуждены признать, что имеющиеся цифры — это только вершина айсберга. Большинство случаев коррупции в ФРГ не выявляются и не попадают в статистику.
В последние годы Германию потрясло несколько крупных коррупционных скандалов. Во время эпидемии COVID-19 ряд политиков и государственных служащих были обвинены в получении финансовых выгод от закупок защитных масок, что вызвало резонансный «масочный скандал».
Затем последовало «дело консультантов» в Министерстве обороны, в ходе которого была выявлена незаконная выдача контрактов на консультационные услуги, вызвавшие подозрение в коррупции, неэффективном управлении и отсутствии прозрачности в военном министерстве.
Около двух лет назад разразился скандал вокруг банка «Варбург», затронувший бывшего соратника канцлера ФРГ Олафа Шольца Йоханнеса Карса. Речь идет об афере, включавшей в себя целый букет уголовных дел, расследованиями которых занималась прокуратура Кельна. Главным из них было содействие в уходе от налогов, хищения и коррупция. В одном из сейфов банка «Варбург» было обнаружено 214800 евро наличными, принадлежность которых так и не была установлена.
Немецкие аналитики отмечают, что к наиболее подверженным коррупции сферам относятся область выдачи разрешений на строительство, медицина и фармацевтическая отрасли.
В 2021 году Верховный суд ЕС признал бывшего министра обороны и сельского хозяйства Бельгии Карела Пинкстена «виновным в очень серьёзных нарушениях» при исполнении им обязанностей члена Европейской счётной палаты (ECA). В течение двух сроков пребывания в должности в ECA с 2006 по 2018 год Пинкстен, который был членом фламандской либеральной партии Open VLD, возглавляемой премьер-министром Бельгии Александром Де Кро, незаконно продолжал участвовать в национальной политике и ненадлежащим образом использовал ресурсы ECA. Он оплачивал поездки на горнолыжные курорты и охоту из средств счетной палаты, а также использовал топливную карту ECA для покупки топлива для других лиц. Как отметил представитель Верховного суда: «Это всего лишь второй случай, когда высокопоставленный чиновник ЕС предстаёт перед судом по подобным фактам». Обычно правосудие не распространяется на подобных лиц. Да и сам Пинкстен в итоге был наказан сокращением своей пенсии на две трети.
В условиях глобализирующегося рынка многие коррупционные скандалы ЕС приходятся на финансовые сделки с зарубежными странами. Это также позволяет «подправить» статистику, выведя данные правонарушения за пределы Евросоюза. Любопытно, что, согласно опросу, проведенному компанией Transparency International, законопослушность на родине отнюдь не означает отказ от участия в коррупционных схемах за рубежом. Примером может служить скандал «Катаргейт», расследуемый прокуратурой Бельгии. Его главным обвиняемым является депутат Европарламента от социалистов Ева Кайли и ее партнер Франческо Джорджи, обвиненные в получении сотен тысяч евро от официальных лиц Катара и Марокко в обмен на продвижение интересов этих государств в Брюсселе. Во время следствия попутно всплыли и факты коррупции европейской правоохранительной системы, в частности запись беседы Джорджи с высокопоставленным бельгийским полицейским Сеферино Альваресом Родригесом, тайно посетившим квартиру подозреваемого в мае 2023 года.
Подводя итоги, остается лишь задаться вопросом, является ли торжество коррупции причиной или следствием упадка старого континента, проигрывающего глобальную конкуренцию как на Западе, так и на Востоке?