«Проваливайте домой!»: антитуристический бум в Европе Наблюдения Теймура Атаева
Среди итогов завершившегося летнего сезона – тема, которая не сползала с первых мест на новостных сайтах за весь период традиционных отпусков для многих европейцев (и не только). Хотя, скорее, с момента подготовки масс людей к поиску мест для отдыха. Если говорить более конкретно, то речь идет о ситуации в европейских городах, известных как центры мирового туризма и всегда гордящихся этим. А ситуация эта очень емко была охарактеризована в одном из заглавий материала на данную тему в Euronews еще в марте с. г.: «Проваливайте домой!»: жители европейских городов объявили войну туристам». Броско, не правда ли? И безапеляционно.
Аналогично высказывались и другие авторитетные агентства, ссылавшиеся на наклейки на стенах городов с оскорблениями «вонючих» туристов. И хотя в большей степени говорилось об испанских регионах, на протяжении последних десятилетий привлекавших туристов со всего света и радовавшихся этому, среди «отличившихся» в антитуристическом буме – и Бельгия, и Нидерланды, и… да, в общем-то, действительно многоточие, иначе придется перечислить слишком много европейских стран и городов. Причем в основном речь шла (да и идет) далеко не о «чужих» мигрантах, а о «своих» европейцах и американцах. Интересный феномен, не так ли?
Правда, рядом высвечивается и другой нюанс. К примеру, Национальный институт статистики Испании приводит такие данные, что 8 из 10 новых жителей, переезжающих в Малагу, иностранцы. А параллельно почти 650 компаний технологического толка (Google и др.) открыли в Малаге свои офисы, что поспособствовало переезду в город новых специалистов из различных стран. Но, спрашивается, а причем тут туристы?
Аналогичный вопрос может прозвучать и в преломление к испанскому Тенерифе, где внезапно возникли проблемы с водой, одной из причин чего соответствующие ведомства назвали значительный рост ее потребления в туристических зонах (это якобы нарушает привычную ситуацию с поливом для сельскохозяйственных участков). И здесь очень интересно – разве раньше туристические кластеры не поглощали воду в более широких объемах, нежели в черте города? Вопрос риторический, конечно же. А раз так, то и в этом случае уже точно виноваты не туристы, не так ли?
Но происходит так, как происходит, и кличем жителей многих туристических центров постепенно стал не призыв к посещению городов, а в корне наоборот – ограничение притока туристов. Однако, как вообще может быть так, чтобы в одночасье жители практически всех европейских городов проснулись и воскликнули: «Долой туристов, будем вариться в собственном соку». И, самое интересное, есть ли гарантия того, что после столь значимых восклицаний, ряд из этой же когорты недовольных не кинется в туристическое агентство для приобретения туров в близлежащие (и не очень) города?
Следовательно, данное развитие событий, возможно, имеет под собой несколько иную подоплеку, которую многие просто-напросто не желают афишировать. Элементарно, уже не раз европейцы сталкивались сначала с очень осторожным, а постепенно и более громогласным кличем городских властей популярных туристических центров о внедрении в жизнь, так сказать, т. н. «туристического налога». Вполне очевидно, что тем самым улетучатся возможности для развития мелкого и среднего бизнеса в период туристических сезонов, хотя для очень и очень многих данный сектор всегда являлся средством существования их семей на весь год. Но до этого ли олигархам, которые пытаются посредством городских властей подмять под себя всех и вся?
Как раз в данном контексте отдельные эксперты и называют неслучайным тот факт, что власти немалого числа городов туристической направленности аккуратно «доказывают»: именно новая форма «туристического» налога станет панацеей для жителей этих центров. К примеру, Амстердам уже использовал такой метод давления, как ограничение аренды жилья для туристов на месячный срок, плюс – ограничение на открытие новых сувенирных магазинов. Параллельно начали раздаваться голоса о рассмотрении прибытия туристических судов в порты за пределами города, с недопущением вождения туристических транспортных средств внутри исторических центров. Венеция же так вообще запретила круизным судам заходить в свою систему каналов под предлогом ее нахождения «под угрозой исчезновения». И что - данная угроза возникла внезапно?
Как бы то ни было, если, на что обращают внимание эксперты – сторонники версии «искусственного подогрева» событий, повнимательнее прислушаться ко всем рекомендациям и предложениям данного толка, то в них вполне отчетливо усматривается далеко не забота о жителях, а исключительно желание допустить функционирование всех «проблематичных» аспектов, но… грубо говоря, за деньги: «Раскошелься, и никаких проблем». И не беда, что все это вызовет рост цен, приведя к отсутствию наплыва туристов, поспособствовав моментальной утере тем самым мелким и средним бизнесом доходов.
О своего рода искусственности «туристической проблематики» свидетельствует и такой факт, как практическое закрытие возможности для абсолютного большинства жителей России посещать популярные европейские курорты, где ранее они составляли значительный процент. То есть здесь высвечивается очередной парадокс в нагнетании антитуристического бума. Огромное количество россиян перестало пользоваться популярными европейскими курортами или приобретать туры в те или иные города Европы. Следовательно, без каких-либо сомнений, должны были высвободиться значительные площади в странах Европы для их посещения туристами из других государств. Но произошло опять совершенно иное: «Мест нет».
Таким образом, как уверены некоторые специалисты, происходящее в последнее время внутри и вокруг туристической темы в Европе несет далеко не характер «стихийного бунта». Он тщательно подогревается заинтересованными кругами, которые, говоря с небольшим перефразированием слов из арии Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст», «бьются за металл». Бьются - абсолютно не заморачиваясь о судьбе своих соотечественников, для которых сезон туризма всегда был важнейшим подспорьем с точки зрения формирования семейного бюджета на большую часть года.