Caliber.Az
    Новости Азербайджана и мира


    «И Грузия, и Украина допускают ошибку, обостряя двусторонние отношения»

    19 Мая 2022 - 13:56


    Интервью Caliber.Az с грузинским дипломатом и экспертом по международным отношениям Гией Джапаридзе.

    - Хочу вас спросить, как дипломата: как вы оцениваете текущий внешнеполитический курс грузинского правительства?

    - Я не очень положительно оцениваю его. Тбилиси ведет очень пассивную внешнеполитическую деятельность на международной арене.

    Когда господин Иванишвили приступал к своей политической деятельности, он открыто заявил, что Грузия не должна быть проблемой между Западом и Россией, иными словами, страна должна быть тише воды, ниже травы, что не соответствует нашим политическим интересам.

    - В чем главное отличие внешней политики Тбилиси при Саакашвили и при Иванишвили?

    - В пассивности. Я не могу сказать, что внешняя политика Саакашвили в корне отличалась от политики Шеварднадзе, кроме того, что последний был более осторожным, в то время как Саакашвили хотел достичь всех целей быстро. Сегодня Грузия перестала стучаться в двери НАТО и ЕС, она ждет, когда эти двери сами собой откроются перед ней. Конституция Грузии гласит, что наша цель - вступление в НАТО. Но если поставить вопрос, что мы делаем для того, чтобы вступить в эти организации, то ничего в голову не приходит.

    Да, мы предпринимали шаги вместе с Украиной и Молдовой, чтобы получить статус ассоциированного члена ЕС, но страна должна соответствовать определенным критериям, которые ставит перед нами Евросоюз.  В этом плане у нас есть некоторые проблемы.

    То же самое касается и НАТО. Трудно сказать, что за последние 10 лет Грузия сделала хоть какой-то прорыв в этом направлении. Кроме этого, нам мешают проблемы с оккупацией. Но внутри государства ничего не делается для достижения своих целей.

    - Кстати, Финляндия и Швеция уже подали заявки на вступление в НАТО…

    - Да, их скорее всего примут в НАТО, и это то, чего больше всего боялся Кремль. Там несколько факторов, во-первых, географическое положение, во-вторых, демократия, в-третьих, их готовность к вступлению в НАТО, в-четвертых, стратегический выбор НАТО. Финляндия и Швеция обладают высоким уровнем военной промышленности, у них развитая консолидация и демократия. Как мы знаем, географически у Грузии не самая лучшая локация.

    - Вы упомянули про оккупацию. Поэтому хотела бы узнать у вас, что делают власти для восстановления территориальной целостности Грузии?

    - Сегодня в системе международных отношений произошли изменения. Многое зависит от исхода российско-украинской войны. После каждой войны наступает мир, и победители соглашаются на новый мировой порядок, которым будут управлять США, Великобритания, ЕС и Украина.

    Наша задача быть на той стороне мира, в котором будут США, НАТО, ЕС, Украина, Турция. Именно таким путем мы сможем решить проблему оккупации. Я не могу назвать точное время, но проблема оккупации наших земель обязательно решится, причем, в пользу Грузии.

    - Насколько Грузия стала ближе к Западу?

    - За последние 10 лет не стала. Мы не сдвинулись с того места, на котором мы находимся с 2012 года. Но все это будет меняться и многое зависит от исхода войны в Украине, который станет позитивным для всех нас.

    - Если в будущем вы видите Грузию рядом с Украиной, то что вы можете сказать по поводу нынешнего охлаждения грузино-украинских отношений?

    - Я считаю, что то, что сейчас происходит в отношениях между нашими странами не выгодно нам обоим. Такое положение выгодно только России и тем государствам, которые скептически относятся к вопросу вступления Грузии, Молдовы и Украины в НАТО и ЕС.

    И Грузия, и Украина допускают ошибку, обостряя двусторонние отношения. И в Тбилиси, и в Киеве должны осознавать, что и сила в координации и сотрудничестве.

    В сознании грузинского общества сформировалась идея, что судьба нынешнего правительства Грузии зависит от исхода войны в Украине. Если Путин проиграет в Украине, то «Грузинская мечта» потеряет власть. Украина должна отвечать на провокации, которые исходят со стороны грузинского правительства. Только после ухода «Грузинской мечты» грузино-украинские отношения будут урегулированы.

    - Как вы рассматриваете витающую в некоторых российских умах идею восстановления «СССР 2.0»?

    - Это просто призрачная идея больного человека, которая никогда не сбудется. Граждане всех бывших советских республик не видят себя в этом бредовом проекте.

    - Как вы относитесь к решению Азербайджаном Карабахского конфликта?

    - Грузия всегда поддерживала территориальную целостность Азербайджана. Этот конфликт породила Москва, и с тех пор весь Южный Кавказ находился в плену этого конфликта. Азербайджан имел полное право восстановить свою территориальную целостность.

    Я думаю, что после Второй Карабахской войны ситуация на Южном Кавказе полностью изменится, и мы должны воспользоваться представившимися возможностями. В результате этого ценность Южного Кавказа возрастет во всем мире. Мы должны быть так же солидарны, как и Балтийские страны.

    Грузия и Азербайджан - стратегические партнеры, наши страны смогут сосуществовать только вместе, при взаимной поддержке. Наше значение зависит от наших партнерских отношений, а они находятся на высоком уровне.

    - То есть, вы полагаете, что мир между армянами и азербайджанцами возможен?

    - Несмотря на сложное прошлое, я все же остаюсь оптимистом. Армения на данном этапе не заинтересована в обострении ситуации на Кавказе, особенно после украинских событий, ведь ее союзник - Россия - проигрывает в Украине. Мы должны помочь Армении выйти из экономической блокады, способствовать ее экономическому развитию, ведь именно тогда наш регион станет еще более привлекательным для остальных стран.

    - Недавно президент Ильхам Алиев предложил формат регионального сотрудничества между Грузией, Азербайджаном и Арменией. Как вы расцениваете перспективу данного формата и чем он будет отличаться от формата «3+3»?

    - Я не думаю, что формат «3+3» вообще может состояться. Во-первых, не будет той России, которая была до 24 февраля 2022 года. Все меняется. Во-вторых, что касается идеи Ильхама Алиева, то ее в свое время озвучивали и Эдуард Шеварнадзе, и Гейдар Алиев. Я поддерживаю идею южнокавказской солидарности и считаю, что все государства нашего региона должны стремиться к сотрудничеству. Наша сила заключается в нашем единстве. 



    Caliber.Az https://caliber.az