Израильская дилемма — сохранить коалицию или остановить войну? Экспертные мнения на Caliber.Az
Палестинская группировка ХАМАС заявила о готовности к переговорам по предложению о прекращении огня в секторе Газа.
«Мы готовы незамедлительно и серьезно принять участие в раунде переговоров по механизму реализации условий предложения о перемирии, выдвинутого посредниками», — говорится в заявлении ХАМАС, опубликованном в пятницу, 4 июня.
Союзная ХАМАС террористическая группировка «Исламский джихад» также выразила поддержку проведению переговоров о перемирии, потребовав при этом гарантий, что Израиль не возобновит военные действия после освобождения оставшихся в Газе заложников.
Президент США Дональд Трамп прокомментировал заявление ХАМАС кратко: «Это хорошо». Он добавил, что уже на следующей неделе может быть достигнуто «соглашение по Газе», выразив оптимизм, несмотря на нестабильность ситуации.
Как сообщило агентство AFP со ссылкой на источники в палестинской делегации, в настоящее время на столе находится предложение международных посредников о новом 60-дневном перемирии.
Согласно данному предложению, ХАМАС должен освободить половину ещё живых израильских заложников — 22 человека, удерживаемых в секторе Газа. В ответ Израиль обязуется освободить нескольких палестинских заключённых.
Из 251 заложника, захваченного ХАМАС и союзными группировками в результате масштабного теракта против Израиля 7 октября 2023 года, в плену остаются 49 человек. Израильская армия признала погибшими 27 из них.
Судя по поступающей информации, тела и живые заложники будут передаваться поэтапно, а Израиль, в свою очередь, согласится на поставки различных грузов в Газу. Фактически это создаёт возможность для ХАМАС восстановить каналы снабжения, включая те, что выходят за рамки гуманитарной помощи. Возникает закономерный вопрос — кому и зачем это нужно? Заинтересован ли в этом Израиль? Каково отношение к происходящему в израильском обществе?
Своей оценкой ситуации с Caliber.Az поделились иностранные аналитики.
Израильский политолог, профессор Университета Бар-Илан Зеэв Ханин полагает, что многое зависит от договорённостей между Дональдом Трампом и Биньямином Нетаньяху.
«Похоже, что Нетаньяху готов принять требования Трампа, который, в свою очередь, заинтересован в скорейшем окончании войны в Газе. Однако против этого категорически выступают Бецалель Смотрич и Итамар Бен-Гвир — лидеры праворадикальных партий, составляющих коалицию Нетаньяху. Без их поддержки у него попросту нет правительства. Вопрос в том, чьи условия он примет — коалиционных партнёров или Трампа.
Если он выберет второе, то предлагаемая поэтапная сделка фактически представляет собой реализацию плана Уиткоффа, принятого несколько месяцев назад, но так и не доведённого до конца. Военные действия были возобновлены, и стороны обвиняют друг друга в срыве прежнего соглашения. Если Нетаньяху решится следовать линии Трампа и вернётся к ранее обсуждённому сценарию, это может означать, что он близок к досрочным выборам — на фоне военной победы над Ираном, возвращения заложников и разгрома значительной части военной инфраструктуры ХАМАС и Хизбаллы.
В таком случае он, вероятно, проигнорирует требования коалиционных партнёров, настаивающих на продолжении войны до полного уничтожения ХАМАС, даже ценой жизни оставшихся заложников.
Очевидно, что 60-дневный срок предполагаемого перемирия будет крайне напряжённым. Поэтапный формат сделки вызывает в Израиле неоднозначную реакцию. Семьи заложников, представители оппозиции и даже часть правящей коалиции настаивают на единовременном обмене всех удерживаемых. Дальнейшие действия будут зависеть от стратегических приоритетов: одни считают возможным завершение войны, другие предлагают дать ХАМАС шанс сложить оружие и покинуть Газу. В случае возобновления боевых действий у Израиля есть ресурсы для адресного устранения угроз — операция против Ирана это наглядно показала.
Если же Нетаньяху не стремится к выборам немедленно, он, скорее всего, пойдёт на уступки Смотричу и Бен-Гвиру, приняв идеи Трампа, но реализуя их выборочно, в зависимости от развития ситуации», — пояснил профессор.
Отдельно он отметил важность вопроса о том, кто будет осуществлять доставку гуманитарной помощи в Газу.
«Об этом, собственно, и идёт речь в заявлениях Белого дома и Госдепа, когда они упоминают о «косметических изменениях» прежнего соглашения. ХАМАС настаивает не только на 60-дневном перемирии, но и на прекращении боевых действий по его завершении, а также на том, чтобы сохранить своё присутствие в Газе.
Для того чтобы сохранить контроль над сектором и свою значимость, ХАМАС необходимо продолжать управлять распределением международной помощи. Это — основной источник их доходов, позволяющий удерживать в подчинении местное население и продолжать вербовку боевиков.
Хотя их военное крыло понесло серьёзные потери, при наличии ресурсов и сети уцелевших тоннелей ХАМАС способен продолжать террор партизанскими методами.
Израиль, как мне представляется, склонен расширять роль частных компаний, таких как Фонд помощи Газе, работающий в обход структур ООН. Последние де-факто уже давно стали частью гражданской инфраструктуры ХАМАС. Если помощь пойдёт по новым каналам, это может лишить группировку важнейших финансовых, административных и даже военных ресурсов.
Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Вероятно, реализуется комбинированный сценарий, но, как вы верно отметили, ситуация меняется буквально на глазах, и делать окончательные выводы пока рано», — заключил Ханин.
Заместитель директора киевского Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов также подчеркнул, что ХАМАС сохраняет определённый потенциал для восстановления.
«Это, безусловно, будет уже не тот ХАМАС, что существовал до 7 октября 2023 года. Но при благоприятных внешних условиях он сможет сохранить контроль над населением сектора Газа.
Сделка ещё не заключена, но выглядит вполне реалистичной. Переговоры в Катаре продолжаются. Израилю и США нужны развязанные руки — на случай необходимости возобновления ударов по Ирану.
Никто не считает, что иранская кампания завершена окончательно. Поэтому крайне важно минимизировать внешние отвлекающие факторы, которые могли бы дать Тегерану возможность использовать исламскую солидарность и лозунги в защиту палестинцев.
Есть и внутриполитические соображения. Продление конфликта выгодно Нетаньяху: освобождение заложников снижает давление на него со стороны семей и активистов и позволяет оттянуть момент проведения выборов», — подытожил Данилов.