twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Последние колонии декадентской империи Обзор Артема Кирпиченка

02 Марта 2024 17:09

Сегодня образ европейских колониальных империй окутан неким романтическим флером. Благородные сахибы в пробковых шлемах несут «бремя белого человека» в самых отдаленных регионах планеты, распространяя цивилизацию среди «диких» племен. Казалось, что эти образы канули в Лету, но многие наши современники будут удивлены, что ряд государств до сих пор имеют заморские колонии. Конечно, сегодня это только тень обширных колониальных империй, над которыми никогда не заходило солнце, но и по сей день под властью европейцев живет несколько миллионов человек, причем зачастую права местного населения ограничены властью наместников, назначаемых в европейских столицах. 

Колонии Парижа, именуемые «Заморскими территориями Франции», считаются одними из самых обширных владений европейцев за пределами их континента в начале XXI века. В их число входит тринадцать территорий по всему земному шару, чья общая площадь достигает более полумиллиона квадратных километров и где живет почти два миллиона восемьсот тысяч человек. Некоторые считают, что современные колонии — это нечто вроде Гонконга: процветающие демократические сообщества на райских островах, где под опекой европейских демократий развиваются высокие технологии и расцветает туризм. Однако реалии французских колониальных владений сложнее картинки с туристического постера. 

Экономическая политика в отношении колониальных владений позволяет создавать Парижу механизмы неэквивалентного обмена, и тем самым извлекать односторонние выгоды в торговле со своими заморскими территориями. Это подразумевает субсидирование производства товаров с низкой добавленной стоимостью и ограничение на производство промышленных изделий. Заморские территории Франции — это, как правило, аграрно-сырьевые придатки метрополии, заточенные на производство и первичную обработку одного монопродукта, который поставляется по низким закупочным ценам преимущественно во Францию. 

Все это не может не вызывать недовольство населения, которое этнически, культурно и географически оторвано от метрополии. В 2009 году Гваделупа и Мартиника стали ареной ожесточенных столкновений, продемонстрировавших многие язвы колониального общества XXI века. Так, например, выяснилось, что большая часть земель и капиталов на островах до сих пор контролируется этническими французами и их потомками, так называемыми «беками». На Мартинике они составляют не более одного процента населения, но большая часть местной промышленности находится под их контролем. 

Формально коренное население Мартиники и Гваделупы имеет все права французских граждан, но на практике их жизнь определяют решения, принимавшиеся в Париже, а экономическое положение аборигенов и близко не приближалось к уровню жизни французов. Из-за туризма и импорта большинства продуктов питания цены на островах были гораздо выше, чем в материковой Франции, а зарплаты гораздо ниже. Из-за дефицита жилья 70% населения второго по величине города Гваделупы Пуэнт-а-Питра были вынуждены жить на съеме. Уровень преступности, бедности и безработицы в колониях оказался вдвое выше, чем на материке, а уровень безработицы оказался самый высокий в Европейском союзе. Так, на Гваделупе безработица среди молодежи достигла почти 56%! 

Самые крупные протесты начались на Гваделупе 20 января 2009 года, когда местные профсоюзы потребовали поднять минимальную заработную плату на 200 евро в месяц и снизить налоги на бизнес. На улицы вышло почти 50 тысяч жителей острова. Переговоры с министром Заморских территорий Ивом Жего не увенчались успехом, и вслед за этим последовали массовые забастовки. Были отменены чартерные рейсы во Францию, закрыт контейнерный терминал, через который шло снабжение острова, все бензоколонки, школы, банки и правительственные учреждения. Из-за этого на Гваделупе начались перебои с поставками электричества.

16 февраля протесты переросли в восстание. На улицах Пуэнт-а-Питра были возведены баррикады, демонстранты перекрывали дороги и поджигали деревья. Полиция применила слезоточивый газ и арестовала около 50 человек, которых, однако, пришлось освободить после того, как около отделения полиции собрались толпы негодующих островитян. Еще через два дня на острове произошли перестрелки, в ходе которых было ранено два блюстителя закона, а подросток по имени Жак Бино был убит. 19 февраля на Гваделупу прибыло 500 полицейских спецназовцев, которые смогли подавить протесты. 

На Мартинике забастовка парализовала столицу острова Фор-де-Франс. Жители требовали понижения цен на воду и электричество, одновременно с ростом зарплат. Из-за беспорядков впервые в истории на Мартинике был отменен ежегодный четырехдневный карнавал. Для подавления выступлений из Франции было направлено 120 полицейских, а торговые компании пообещали понизить цены на основные товары на 20% за счет оптимизации перевозок. 

По результатам протестов в Париже была создана специальная правительственная комиссия, а тогдашний президент Франции Николя Саркози заявил, что о повышении заработной платы не может быть и речи, поскольку единственное решение всех экономических проблем заключается в расширении рыночной конкуренции. 

По-видимому, и результат работы парижской комиссии нельзя назвать положительным, поскольку беспорядки на Гваделупе повторились и в 2021 году, во время эпидемии коронавируса. Тысячи людей вышли на улицы по призывам профсоюзов, первоначально протестовали против введения так называемого «санитарного паспорта», а затем потребовали обратить внимание на общее бедственное положение цветного населения. Стало понятно, что за 12 лет после протестов 2009 года французские власти ничего не сделали, чтобы решить экономические проблемы островитян. Протесты в очередной раз переросли в беспорядки, разгромы магазинов, аптек, бензоколонок, а на остров было переброшено около полусотни спецназовцев. 

Другой «горячей точкой» французской колониальной империи является Новая Каледония. Несмотря на то, что эта территория обладает богатейшими природными ресурсами, прежде всего 25% разведанных мировых запасов никеля, залежами кобальта, серебра, меди, золота, серебра, хрома, уровень жизни островитян сравним скорее с жителями соседних государств Индийского океана, а не с Францией. В 1980-е годы это привело фактически к боевым действиям между сторонниками независимости и французскими поселенцами. В итоге Париж был вынужден предоставить Новой Каледонии особый административный статус. В 2021 году на острове состоялся третий референдум о независимости, для обеспечения которой французы перекинули около 2000 солдат и полицейских. Хотя голосование закончилось поражением сторонников независимости, специалисты полагают, что обретение страной независимости — это только вопрос времени. Автохтонное население острова, канаки, сегодня составляют чуть более 40% населения Новой Каледонии, но естественный прирост в их общине гораздо выше, чем у французов. 

Как реагирует Париж на требования и протесты жителей своих колоний, помимо наращивания полицейского присутствия? Политику Франции можно определить как попытку сохранить прежний, колониальный характер экономических отношений с заморскими территориями при максимально возможном изменении внешней формы взаимодействия со своими островными владениями. 

С началом XXI века французским колониями было предоставлено право иметь символы своей государственности: гимн, государственный герб и флаг, причем зачастую заметно отличающиеся от геральдики самой Пятой республики. Из политического лексикона постепенно исчезают термины «DOM» (département d’outre-mer) и «TOM» (territoire d’outre-mer) или DOM-TOM; «заморские департаменты» или «заморские территории». Вместо них в юридических документах используется более нейтральный термин «заморская Франция», который, по мнению Парижа, не должен вызвать нежелательных ассоциаций у жителей колоний. 

Определенное давление на французские власти оказывают и обязательства, которые страна приняла в рамках Европейского союза. В пятой статье Маастрихтского договора от 7 февраля 1992 года прописан принцип субсидарности полномочий властей и управления. Это заставило Францию в рамках проводимой конституционной реформы принять Органический закон о местной демократии, который узаконил в колониях народную законодательную инициативу и референдумы. Это позволило жителям инициировать политические решения и в какой-то степени дополнило существующую систему некоторыми элементами демократии. 

В то же самое время Париж ни в коем случае не планирует давать заморским территориям больше полномочий, чем требуется для подавления сепаратистских настроений, и не планирует превращать остатки своей империи в подобие Британского Содружества.

Caliber.Az
Просмотров: 4723

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
instagram
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Cамые читаемые
1

Так преображается площадь «28 Мая» ФОТО

14778
05 Сентября 2024 15:56
2

Декоративные кусты отравляют жителей Баку? Официальное заявление ИВ / ФОТО

6842
05 Сентября 2024 15:02
3

Обнародована дата выплаты пенсий

4510
06 Сентября 2024 14:42
4

Пощупать Европу В Армении хотят провести референдум

4285
05 Сентября 2024 19:01
5

Операция «Выборы» Грузия и Сербия под прицелом Запада

2945
05 Сентября 2024 12:20
6

Европа поможет реализовать полумиллиардный проект в Гяндже

2851
05 Сентября 2024 10:14
7

Древнегреческие и римские карты с «великой Арменией»: где подвох? «Непростая история» с Ризваном Гусейновым

1832
05 Сентября 2024 14:10
8

Опасная игра Еревана Москва в курсе

1630
06 Сентября 2024 14:24
9

Наглость, конечно, второе счастье Но оно очень изменчиво

1598
06 Сентября 2024 14:42
10

Робин Брукс: Экспорт в Центральную Азию и на Кавказ резко вырос сразу после вторжения РФ в Украину ФОТО

1503
06 Сентября 2024 22:58
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading