Выберется ли Армения из политического цугцванга? Баку и Анкара проявляют терпение
В польской Лодзи проходит 29-е заседание Совета министров ОБСЕ, в котором также принимают участие министры иностранных дел Азербайджана, Турции и Армении. Мероприятие предполагает встречи глав внешнеполитических ведомств в двухстороннем и трехстороннем форматах, и главы МИД Азербайджана и Турции уже воспользовались такой возможностью, чтобы обсудить насущные вопросы, представляющие взаимный интерес.
Об этом сообщил в Twitter глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов. «Всегда вместе, одна нация, два государства», - написал азербайджанский дипломат по итогам обсуждений с турецким коллегой.
Однако если между Турцией и Азербайджаном все предельно ясно и Чавушоглу с Байрамовым в очередной раз подтвердили братский союз двух государств, то в турецко-армянских отношениях все еще нет определенности, кроме риторических заявлений о заинтересованности сторон в их нормализации.
Что любопытно, о том, что на полях заседания в Лодзи планируется официальная встреча глав Армении и Турции предварительно не сообщалось в армянских СМИ и информация по этому поводу в первый день саммита так и не появилась. Правда, представитель МИД Армении Ваан Унанян опубликовал фотографии, на которых запечатлено, как Байрамов, Чавушоглу, Мирзоян, министр иностранных дел Австрии Александер Шалленберг и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, стоя в зале перед церемонией открытия, ведут «короткую вежливую беседу».
Между тем месяцем раньше на совместной пресс-конференции с главой МИД Норвегии Анникен Хюитфельдт в Ереване Арарат Мирзоян выразил желание встретиться со своим турецким коллегой.
«Мы заинтересованы в успешном завершении диалога с Турцией. И любая встреча, которая поможет успеху, может произойти. Я готов к встрече. Надеюсь, такая встреча может зарегистрировать существенные результаты», - сказал тогда армянский министр иностранных дел, добавив, что на таких встречах стороны должны предпринимать «искренние и серьезные шаги для установления дипломатических отношений и открытия границ».
Ранее турецкая сторона тоже выражала готовность к обсуждениям с Арменией двусторонней повестки, но конкретная дата предстоящей встречи не уточнялась. В последний раз главы внешнеполитических ведомств Турции и Армении встретились в рамках дипломатического форума в турецкой Анталье в марте этого года. По итогам той встречи Мирзоян заявил, что стороны подтвердили готовность своих стран продолжить процесс урегулирования с конечной целью установления дипломатических отношений и открытия границ без предварительных условий.
Глава внешнеполитического ведомства Турции Мевлют Чавушоглу тоже назвал встречу чрезвычайно эффективной и конструктивной, добавив, что Азербайджан положительно относится к нормализации армяно-турецких отношений.
Впрочем, Азербайджан выражал готовность к конструктивному диалогу с Арменией на протяжении всего оккупационного периода, но, так и не дождавшись адекватных шагов с армянской стороны, решил проблему Карабаха силовым методом. В нынешний постконфликтный период Баку вновь предлагает Армении мир и добрососедские отношения, совместное обеспечение региональной безопасности, что, кстати, в интересах и Турции. Более того, в Баку хотят, чтобы процессы нормализации отношений между Арменией и Турцией, Арменией и Азербайджаном шли параллельно. Об этом 25 ноября на международной конференции «Вдоль Среднего коридора: геополитика, безопасность и экономика» еще раз заявил президент Ильхам Алиев.
«В настоящее время мы видим изменения в риторике Армении. Сейчас они говорят, что хотят нормализовать отношения с Турцией, и мы говорим, что поддерживаем это. Мы хотим, чтобы эти два процесса шли параллельно друг другу: нормализация армяно-турецких отношений и армяно-азербайджанских отношений», - сказал глава государства.
К сожалению, кроме заявлений о готовности к диалогу с Баку и Анкарой Ереван не предпринимает каких-либо конкретных шагов и действий. Если раньше, в период оккупации, Армения, полностью игнорируя несколько резолюций Совбеза ООН, умудрялась увиливать от субстантивных переговоров с Азербайджаном, то в постконфликтный период у Еревана уже практически нет той мощной поддержки, какую он имел прежде, ни от ближайшего союзника - России (доверие которой Армения фактически утратила еще до войны в Карабахе 2020 года), ни от партнеров в Европе. Исключение составляет, пожалуй, Франция, но она утратила мандат сопредседателя в бывшей МГ ОБСЕ, а без него не имеет такого существенного политического веса на переговорах, как Москва, Брюссель или Вашингтон.
Таким образом, Армения оказалась в состоянии политического цугцванга, выбраться из которого ей вряд ли удастся без налаживания отношений с Азербайджаном и Турцией, как бы ни пытались игнорировать эту реальность в Ереване. Но, судя по всему, и в этот раз все благие намерения армянской стороны останутся лишь на словах, тем более что теперь, уже в Польше, тот же Арарат Мирзоян пожаловался Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепу Боррелю, что якобы неконструктивная позиция и устремления Азербайджана препятствуют усилиям по достижению мира и способствуют повышению вероятности эскалации. Одним словом, армянские официальные лица используют любую возможность для проталкивания своих интересов, пытаясь выставить Баку как сторону, препятствующую якобы достижению безопасности и стабильности региона.
Что же касается армяно-турецких отношений, то определенные подвижки все же имеются, однако только в экономическом плане. К примеру, Армения сняла запрет на турецкие товары, стороны еще прошлой зимой возобновили авиасообщение и даже назначили специальных представителей для регулярных переговоров по дальнейшей нормализации отношений. Но насколько продвинется армяно -турецкое взаимодействие, предполагающее прежде всего открытие границы и установление дипотношений между двумя странами, будет зависеть и от нормализации отношений Баку и Еревана. Для Турции это принципиально важный момент, и в Армении хорошо понимают, что Анкара не согласится на сближение с Ереваном в ущерб своим братским связям с Баку. Однако месседжи Анкары, адресованные Еревану по поводу открытия транспортных коммуникаций и Зангезурского коридора, в Армении воспринимают не иначе как «продолжение капитуляции Армении». Что, естественно, не соответствует действительности.
Таким образом, все эти нюансы и детали ставят под сомнение ближайшее турецко- армянское урегулирование ввиду многолетней деструктивной позиции Еревана, препятствующей безопасности и стабильности на Южном Кавказе.