Невероятные приключения французов в Африке Размышления Эмина Галалы
Завтра в Баку начинается заседание контактной группы Движения неприсоединения по борьбе с COVID-19 в формате саммита.
Звучит замысловато, но если по-простому, то 2 марта 2023 года имеет все основания стать еще одним ярким успехом Азербайджана на международной арене. Не хочется забегать вперед, но и количество участников, и уровень представительства указывают на более чем серьезное внимание подавляющего большинства стран-участников Движения неприсоединения к Бакинскому саммиту. Что является логическим продолжением отличной работы, которую провела страна за время председательствования в Движении. Но оставим завтрашнее мероприятие – о нем сказано немало, и еще немало предстоит услышать. Обратимся к другому, менее многочисленному по числу вовлеченных сторон, но не менее примечательному событию.
Президент Франции Макрон начинает тур по Африке. Caliber.Аz обращался к теме невероятных приключений там французов. Правда, в отличии от своих итальянских соседей из знаменитой комедии о похождениях в России, ничего, кроме глубокого разочарования недавние авантюры французов на Черном континенте им не принесли. Провальными оказались две крупномасштабные операции в природной транзитной зоне между Сахарой и югом континента. Мали, Буркина-Фасо и Центрально-Африканская Республика нежно указали французам на дверь, вынудив убрать воинский контингент. Без тени злорадства отмечу, что для французской внешней политики это фиаско воистину вселенского масштаба.
Происшедшую с Францией в Африке катастрофу более чем откровенно обозначают и официальные цели турне французского президента. Заключаются они в представлении африканским партнерам переосмысленной политической и военной стратегии. Когда мы что-то переосмысливаем? Когда наши представления и действия не дают желаемых результатов. Или приводят к результатам нежелательным. Что и произошло с Парижем. Макрон собирается посетить Габон, Анголу (в этой стране он, судя по всему, будет пытаться показать активность не только в «пост-французской» Африке, Ангола – бывшая колония Португалии), Конго-Браззавиль и Демократическую Республику Конго (две разные страны).
Но есть в этой поездке еще одна, не менее, а даже более важная составляющая. Макрону нужно срочно «чинить» отношения Франции с Африкой. Они важны как по экономическим, так и по политическим причинам. Но он также декларирует намерения обсуждать и Европейско-Африканскую повестку дня. Французский президент ранее активно призывал к по настоящему новым отношениям между двумя континентами, подчеркивая необходимость оставить в прошлом груз преступлений европейской цивилизации. Колонизаторы по определению не ангелы, но в плане преступлений колониальной эпохи французы любому дадут фору. Так вот, «перестройка» отношений по-французски привела к перегрузке. Причем «нагрузили» самих французов.
Дальше – больше. Макрон использует все оставшееся у Франции в Африке влияние, чтобы хотя бы замедлить – на большее вряд ли можно рассчитывать – стремительный рост влияния российского. Строя отношения с Москвой по принципу «ласковых пощечин», Париж давно не в состоянии усыпить Кремль, представ как суровый, но человечный ментор, эдакий maître sage. Россия быстро заполняет пост-французские пустоты как в военном (в основном посредством того самого ЧВК «Вагнер»), так и финансовом плане, причем делает это демонстративно, и с удовольствием.
Еще один глобальный «слон в комнате», которого попытается как-то ограничить в свободе движений Макрон - это Китай, который за последние пару десятков лет совершил самый настоящий «прыжок тигра» в Африке. Даже в самых отдаленных уголках континента, почти во всех его странах исправно работают китайские компании. Послы Китая и официальные лица этой страны, как правило, желанные гости в высоких кабинетах многих стран Африки. Что, в принципе, естественно – у Пекина нет «тяжкого наследия» преступлений колониальной эпохи, но есть деньги и терпение. В случае с Россией - груз времен СССР, и не всегда брутального характера.
Само собой разумеется, что поездка Макрона имеет мощную «украинскую» подоплеку, так как связка Москва-Пекин, помимо перманентной конкуренции с Западом, может сыграть немалую роль в разворачивающемся в центре Европы кровавом противостоянии (полномасштабной войне) между Россией и Украиной.
Нам остается только пожелать французскому лидеру успеха в его безнадежном начинании. Не знаю, что он будет сулить африканским лидерам, но естественная неспособность Парижа выполнять обещания вкупе с банальным нежеланием эти самые обещания воспринимать серьезно вряд ли сослужат Макрону хорошую службу в ходе его турне. То, что Франция будет обеспечивать свое «антитеррористическое» военное присутствие в тесной координации со странами-хозяйками, чтобы ее военные были менее заметны - то есть чтобы не раздражали местное население - напоминая о том самом колониализме, который нужно забыть? Или что военные базы теперь будут называться «военными академиями»? Быть может, он считает, что экологическая повестка поможет прикрыть планы Франции «природным камуфляжем»?
В одном из своих заявлений накануне вояжа Макрон отметил, что считает крайне важным для Франции показать «полное смирение» в вопросах, касающихся Африки. Мысль трезвая, неплохо бы то же смирение продемонстрировать не только там. Кое-где еще тоже не помешает. Догадайтесь, какой регион я имею ввиду?
А Баку тем временем гостеприимно распахивает двери десяткам лидеров, которые прибывают в Азербайджан для обсуждения честного партнерства по реально волнующим наши страны темам.