«Центральная Азия - следующая цель для удара США по китайскому влиянию»
Нурлан Мунбаев на Caliber.Az
ИНТЕРВЬЮ 24 Марта 2023 - 20:20
Матанат Насибова Политический обозреватель Caliber.Az |
Интервью Caliber.Az c профессором эконометрики, казахстанским экспертом Нурланом Мунбаевым.
- Чем, по-вашему, вызван растущий интерес США к Центральноазиатскому региону, в частности к Казахстану?
- США всерьез заинтересованы в изменении расклада сил в Центральной Азии и в этой связи целенаправленно наращивают сотрудничество со странами региона. За более чем три десятилетия независимого существования пяти центральноазиатских республик контакты с США никогда не прерывались. Более того, иногда они осуществлялись даже с завидной регулярностью. Учитывая, что Штаты считают себя единственной сверхдержавой, имеющей право навязывать свою волю всему миру, их пристальное внимание к происходящим в регионе процессам вполне закономерно.
С другой стороны, ключевое географическое положение в центре Евразии и богатые ресурсы (уран, нефть, газ, золото и др.) поставили Центральную Азию в ряд важнейших регионов в плане реализации национальных интересов Вашингтона.
- Насколько в этом смысле был эффективен недавний визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Казахстан?
- На нынешнем этапе глобальной перестройки системы международных отношений любые шаги и действия региональных и тем более геополитических игроков совсем не случайны и преследуют серьезные долгосрочные цели. Визит американского госсекретаря Блинкена в Центральную Азию, в частности в Казахстан, можно трактовать в подобном ключе.
В то же время, наши страны являются стратегическими партнерами, к тому же Штаты сейчас стали одним из крупнейших инвесторов в Казахстане. К примеру, по итогам 2022 года объем инвестиций оттуда (начиная с 1993 года) составил более $62 млрд, причем в последний год увеличился на 58,8% и составил $5 млрд. Товарооборот между двумя странами за последний год вырос на 37% и превысил $3 млрд. Кстати, инвестируют США в основном в нефтегазовую и горнодобывающую отрасли Казахстана. Поэтому я думаю, что визит Блинкена прежде всего еще больше усилит уровень торгово-экономического сотрудничества США и Казахстана.
- Какие риски несет для региона ЦА соперничество США с такими геополитическими игроками, как РФ и Китай?
- С момента распада биполярной системы прошло уже больше 30 лет. Столько же времени существуют независимые центральноазиатские республики, прежде входившие в состав огромной державы - СССР. Политические пертурбации способствовали кардинальным переменам в мировой экономике, а союзные республики, объявив о своей независимости и суверенитете после распада империи, столкнулись с необходимостью определения собственного пути развития, свободного выбора экономической политики и установления дипломатических контактов со стратегическими партнерами. Полагаю, в этот сложный период страны ЦА впервые по-настоящему осознали, в каком выгодном и в то же время опасном геополитическом пространстве они находятся.
То, что Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан расположены в самом центре Евразийского континента - важный геостратегический фактор для России, США и Китая, схожесть интересов которых ведет к постоянному усилению конкуренции между ними. На данный момент в число ключевых сфер, где пересекаются интересы этих стран, входят: доступ к энергоресурсам и участие в создании инфраструктуры нефтегазовой сферы; контроль над стратегическими отраслями промышленности; получение максимально благоприятных условий для инвестирования в экономику региона; получение возможности поставок вооружения центральноазиатским государствам; усиление влияния в политической жизни государств; создание благоприятного имиджа своей страны в общественном мнении населения региона. И то, что значимость ЦА для США постепенно увеличивается, связано в равной степени как с экономической, так и политической стратегией. Тем не менее приоритетным направлением остается энергетическая политика, определяющая доступ к крупным ресурсам региона и создание маршрутов транспортировки углеводородного сырья на Запад в обход России. Главные позиции на этом треке занимают Казахстан, Туркменистан и Узбекистан.
С другой стороны, влияние США на геополитическую ситуацию определяется военным присутствием на территории центральноазиатских государств. Все чаще можно слышать опасения, что США создают плацдарм на южных рубежах СНГ в виде военных баз (для укрепления своих позиций) и ослабления влияния других государств, прежде всего России и Китая. До 2001 года США присматривались к региону, налаживали здесь политические, экономические и военные связи. Расширялась деятельность различного рода фондов и неправительственных организаций, страны региона вовлекались в прозападные проекты. Наиболее явно американская деятельность проявлялась в сфере энергетики. А в 1999 г. документально был согласован ряд проектов по транспортировке углеводородного сырья Каспия и ЦА на Запад.
- Чем отличается новая стратегия США для стран Центральной Азии от предыдущей?
- Стратегия США в Центральной Азии обновляется каждые пять лет. Правку в документ традиционно вносит Госдепартамент, расставляя акценты в зависимости от интересов американцев в регионе. Особенность новой стратегии в том, что Вашингтон впервые признал самодостаточность центральноазиатских стран независимо от ситуации в Афганистане, Китае или России. В предыдущих версиях документа американцы то рассматривали Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан как часть Южной Азии, то вводили специальное понятие «Большой Ближний Восток», «Большая Центральная Азия», чтобы связать постсоветский регион с сопредельным мусульманским миром. Тем не менее в стратегии, декларирующей на этот раз самоценность региона, красной нитью проходит его соседство с Афганистаном и звучит призыв к республикам частично взять ответственность за его восстановление. Получается, что важность региона для США по-прежнему определяет афганский фактор и через него проявляется интерес непосредственно к Центральной Азии.
В новой стратегии, как и во всех предыдущих версиях, американцы стремятся не допустить столкновения интересов в регионе с другими крупными игроками. Прежде всего с Россией и Китаем. В документе признается неизбежность того, что Москва и Пекин в силу географической близости продолжат активно развивать свои контакты с регионом и превзойти степень их влияния Вашингтону вряд ли удастся. Но из этого вовсе не следует, что американцы смирились и готовы уступить россиянам и китайцам свою нишу, которая формировалась последние 30 лет. Развивать связи с регионом Вашингтон готов в сферах, где имеет конкурентное преимущество. В 1990-е годы своим козырем американцы считали поддержку независимости в едва вышедших из-под контроля Москвы центральноазиатских республиках. Для этого они бросили все силы на создание альтернативной энергетической и транспортной инфраструктуры, которая бы позволила не зависеть от российских трубопроводов и логистики. В 2000-х регион стал плацдармом для транзита в Афганистан американских невоенных грузов. Сегодня США делают ставку на поддержку экономики Центральной Азии. В стратегии подчеркивается интерес Вашингтона к финансированию новых инфраструктурных, энергетических, логистических и образовательных проектов в регионе. Таким образом, американцы рассчитывают ускорить либеральные реформы, особенно в Узбекистане и Казахстане.
- Допускаете ли вы неизбежность серьезного геополитического противостояния за Центральноазиатский регион между США и Китаем?
- Поле битвы в «холодной войне 2.0» между Китаем и США выходит за контекст двусторонних отношений держав на площадки третьих стран и регионов. Приграничную Китаю Центральную Азию называют следующей целью для стратегического удара американцев по китайскому влиянию. Американские эксперты уже прямо называют противостояние между Соединенными Штатами и Китаем «Второй холодной войной». Не обострением двусторонних отношений из-за попытки Дональда Трампа переложить на Пекин ответственность за почти полтора миллиона заболевших и 100 тысяч погибших из-за коронавируса американских граждан – а полномасштабным курсом на сдерживание Пекина и ограничение роста его политико-экономического влияния. КНР слишком глубоко интегрировалась во, вроде как, подконтрольные США институты глобального управления, приспособилась к их правилам и нормам для конкурентной борьбы с Америкой (например, к принципу свободной торговли) и сделала Соединенные Штаты зависимыми от двусторонних торгово-экономических отношений. Теоретически США могли бы ввести эмбарго на поставки высокотехнологических товаров в Китай, однако это приведет к недовольству американских компаний, которые, предположим, не захотят терять значительную долю глобального рынка полупроводников. Предположу, что игра против Китая будет разворачиваться на нескольких направлениях. Во-первых, США будут нагнетать традиционно существующие антикитайские настроения среди населения государств региона. В частности, через раздувание «синьцзянских мифов». Американские СМИ продолжают писать о «трудовых лагерях» в Синьцзян-Уйгурском районе и массовых репрессиях против местных мусульман, что, естественно, вызывает резкий протест у мусульман Центральной Азии. Некоторые местные издания добавляют свою специфику – например, о тех же казахах, которых насильно сгоняют в эти лагеря и которых власти Казахстана не защищают.
Во-вторых, реальным способом для нагнетания антикитайских настроений является стимулирование протестов из-за экономической активности КНР. Да, Китай уже давно является крупнейшим торговым партнером, инвестором и кредитором стран ЦА, однако у этого процесса есть и свои минусы: когда неспособные выплатить китайские кредиты местные власти начинают платить Китаю иной валютой, подобные действия выливаются в настоящие гражданские бунты. Это подпитывается множеством публикаций в СМИ, а также требования аффилированных с Западом правозащитных организаций.
Третье направление удара – общая дестабилизация региона. Антикитайские настроения населения, возможно, осложнят работу китайских компаний, но не помешают Пекину использовать региональное пространство для транзита товаров между КНР и Европой. Поскольку и запретить транзит США не смогут, у них остается единственный способ – сделать регион слишком опасным и рискованным для любых регулярных транзитных перевозок.
- Видите ли вы в будущем Казахстан и страны ЦА участниками евразийских проектов, скажем, лет через пять или десять?
- Исследователи считают, что перемены продолжаются и что через десять лет всю Центральную Азию будет не узнать. Большинство казахстанцев все-таки с оптимизмом смотрят в будущее, но отрыв от пессимистов и еще не определившихся минимален. Тревогу вызывают угроза межэлитных склок и рост социальной напряженности. Зато надежды возлагают на политическую стабильность и экономические реформы.
Caliber.Az
Просмотров: 834
1
|
Реджеп Тайип Эрдоган победил на президентских выборах в Турции ОБНОВЛЕНО - 22
28 Мая 2023 - 23:303663 Просмотров
|
2
|
Международная политика возвращает Армению от иллюзий к реальности Аналитика Сергея Богдана
28 Мая 2023 - 15:463408 Просмотров
|
3
|
«Пашинян изрядно поднадоел Москве» Российский и казахстанский политологи на Caliber.Az
28 Мая 2023 - 11:573231 Просмотров
|
4
|
«Не стоит воспринимать российские угрозы несерьезно» Михаил Жирохов на Caliber.Az
29 Мая 2023 - 21:032652 Просмотров
|
5
|
Отношения, неподвластные времени К визиту Герцога в Азербайджан
29 Мая 2023 - 15:092130 Просмотров
|
Премьер-министр Великобритании Риши Сунак направил письмо президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву
31 Мая 2023 - 14:42
Завершился визит президента Израиля в Азербайджан
ФОТО31 Мая 2023 - 14:39
Минфин: Турция - на втором месте по темпам роста в зоне ОЭСР и ЕС
31 Мая 2023 - 14:37
Песков: никаких решений о введении в России военного положения не принималось
31 Мая 2023 - 14:32
Расходы на соцзащиту и соцобеспечение в Азербайджане снижены на 2 процента
31 Мая 2023 - 14:29
В Азербайджане сокращены расходы на жилищно-коммунальные услуги
31 Мая 2023 - 14:27
В Азербайджане сокращаются расходы на культуру и спорт
31 Мая 2023 - 14:27
Президент Еврокомиссии предложила вариант гарантий безопасности для Украины до вступления в НАТО
31 Мая 2023 - 14:25
Сахиба Гафарова: На июнь созвана внеочередная сессия Милли Меджлиса
31 Мая 2023 - 14:24
В Баку прошла встреча министров здравоохранения Азербайджана и Израиля
ФОТО31 Мая 2023 - 14:24
Бахтияр Асланбейли: Разминирование территории, где будет построена СЭС в Джебраиле, близится к завершению
31 Мая 2023 - 14:21
Победа Эрдогана и европейские перспективы Турции
Аналитика Матанат Насибовой31 Мая 2023 - 14:19
Таир Миркишили: Трансферты из ГНФАР в бюджет достигли 5-летнего минимума
31 Мая 2023 - 14:12
Завтра в Баку будет до 28 градусов тепла
31 Мая 2023 - 14:06
BP собирается завершить бурение новой оценочной скважины на АЧГ
31 Мая 2023 - 13:58
Ильхам Алиев: Сегодня энергетическую безопасность невозможно обеспечить на желаемом уровне без поставок природного газа
31 Мая 2023 - 13:52
«Грапарак»: В Армении многим людям предоставлена «бронь» от мобилизации
31 Мая 2023 - 13:48
Минобороны РФ: ВКС уничтожили последний боевой корабль ВМС Украины
31 Мая 2023 - 13:45
Стоимость изготовления гробов в России выросла более чем на половину
31 Мая 2023 - 13:42
Пашинян: Поле маневра для Армении в свете украинских событий сужается
31 Мая 2023 - 13:40
Ульвия Зульфигар: Взаимодействие с ЮНЕСКО по поводу нашего разрушенного наследия в Армении будет продолжено
31 Мая 2023 - 13:39
Jamestown Foundation: Азербайджан и Турция будут укреплять военные связи
Перевод Caliber.Az31 Мая 2023 - 13:35
Макрон призовет Европу к «стратегическому пробуждению»
31 Мая 2023 - 13:33
В Баку увеличилось число жалоб на низкорослость детей
31 Мая 2023 - 13:30
Фон дер Ляйен очертила рамки справедливого мира в Украине
31 Мая 2023 - 13:29
Президент: Азербайджан сможет транспортировать в Европу как минимум 4 гигаватта «зеленой» энергии
31 Мая 2023 - 13:27
В Кыргызстане начнут строительство нового города
ФОТО31 Мая 2023 - 13:26
Биржевые цены на газ в Европе растут почти на три процента
31 Мая 2023 - 13:22
Президент: Если все пойдет по графику, то до конца года азербайджанский газ сможет достигнуть Венгрии и Сербии
31 Мая 2023 - 13:20
Спецпредставитель Байдена об Иране: «Мы рассматриваем военное решение»
31 Мая 2023 - 13:16
Ильхам Алиев: Мы надеемся в ближайшем будущем получить хорошие новости с месторождения «Абшерон»
31 Мая 2023 - 13:14
«Аль-Джазира»: на границе Ливана и Сирии ВВС Израиля нанесли удар по штабу «НФОП-ГК»
31 Мая 2023 - 13:13
В школах Азербайджана «Последний звонок» прозвенит 14 июня
31 Мая 2023 - 13:05
Назначен торговый представитель Азербайджана в Турции
31 Мая 2023 - 13:00
Президент: Южный газовый коридор - важный инструмент обеспечения энергетической безопасности
31 Мая 2023 - 12:46
Ильхам Алиев: Азербайджан хочет быть среди лидеров в плане возобновляемых источников энергии
31 Мая 2023 - 12:39
Президент: Азербайджан продолжает диалог с ЕС в сфере энергетики
31 Мая 2023 - 12:33
В Лачин возвращается жизнь
Обзор Caliber.Az31 Мая 2023 - 12:29
Президент: Бакинская энергетическая неделя является одним из ведущих международных мероприятий в энергетической сфере
31 Мая 2023 - 12:24
Фазиль Мустафа: Бюджетные деньги, выделяемые на ликвидацию безработицы, бессмысленны
31 Мая 2023 - 12:23
Ильхам Алиев о важности международной выставки «Нефть и газ Каспия»
31 Мая 2023 - 12:20
На «темной» бакинской дороге после гибели пешеходов включили свет
На другой такой же явно ждут очередной смерти/ВИДЕОФАКТ31 Мая 2023 - 12:15
«Грапарак»: В ближайшее время ожидаются задержания ряда высокопоставленных чиновников
31 Мая 2023 - 12:13
Президент: «Контракт века» обеспечил экономическую стабильность и процветающее будущее Азербайджана
31 Мая 2023 - 12:13
Правительство ввело запрет на вывоз патронов и гильз из России
31 Мая 2023 - 12:12