«3+3»: инициатива Турции и Азербайджана работает Чечелашвили и Исмаил на Caliber.Az
Прошедшая в Тегеране встреча глав МИД государств региона в формате «3+3», безусловно, одно из примечательных событий последних дней. Несмотря имеющиеся между сторонами разногласия, мероприятие прошло в достаточно конструктивной обстановке. И глядя на фотографию мирно беседующих российского, турецкого, азербайджанского, иранского и армянского министров иностранных дел, начинаешь верить, что невозможное порой возможно. Хотя заявлений в Тегеране сделано немного, климат на встрече был сугубо деловой, и стороны, судя по всему, друг друга услышали.
Как, учитывая итоги встречи в Тегеране, стоит оценивать потенциал регионального формата «3+3», есть ли у него перспективы? Свое мнение об этом Caliber.Az высказали зарубежные политологи.
Грузинский дипломат и политик, бывший замминистра иностранных дел Грузии, экс-генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили посетовал, что Грузия не может участвовать в общем сотрудничестве региона стран региона, потому что не видит такой возможности - нынешняя конструкция формулы «3+3» для Тбилиси пока неприемлема.
«В первую очередь потому, что один из участников этого формата - Россия оккупировала часть суверенной территории Грузии. Это, во-первых. А во-вторых, потому что Россия не собирается отказываться от этой политики и всегда отмечает, что будет сотрудничать с Грузией только в том случае, если «она примет новую геополитическую реальность». То есть то, что Абхазия и Цхинвальский регион являются независимыми от Грузии. Поэтому такой подход участие Грузии с Россией в каких бы то ни было форматах убивает на корню», - сказал В. Чечелашвили.
Как отмечает экс-политик и дипломат, в течение 25 лет он в различном качестве вел переговоры с Россией и хорошо понимает все трюки российской политики.
«Сегодня «3+3», а завтра они включат в состав своих делегаций представителей Абхазии и Цхинвальского региона. Это мы уже проходили», - убежден В.Чечелашвили.
А что касается Ирана, то по мнению политолога, эту страну наряду с Россией тоже стоит отнести к игрокам, которые не разделяют точку зрения остальных на южнокавказскую безопасность и стабильность.
«Сейчас Иран говорит, что не потерпит какого-либо изменения границ в регионе. Но что-то я не помню, когда вооруженные силы Армении на протяжении десятилетий контролировали серьезный участок азербайджано-иранской границы, чтобы Иран высказывал какое-либо беспокойство. Также не помню, что когда-либо Иран поднимал вопрос восстановления территориальной целостности Грузии или чтобы этот вопрос являлся предметом его переговоров с Россией», - заметил политолог.
Поэтому, по его мнению, основой такого диалога является формула «три», и с нее надо начинать.
«То есть это Грузия, Азербайджан и Армения – этот формат должен твердо состояться, потому что здесь наши коренные интересы. И конечно, такой формат возможен только после заключения мирного договора Армении с Азербайджаном. В то же время формула четкого трехстороннего сотрудничества сразу сделает возможным мирный договор Турции и Армении. Но так или иначе мы, три страны, – основа этого региона. А потом уже на основе консенсуса втроем будем решать кто «плюс один», кто «плюс два» и «плюс три», - подчеркнул наш собеседник.
Единственная точка зрения, по его словам, на которую в этом случае можно опереться, это позиция президента Азербайджана.
«Я думаю, что основу формулы «трех» подтекстно имел в виду и господин Алиев во время его недавнего визита в Тбилиси. Он тогда отметил, что Азербайджан готов, как только армянская сторона согласится, приехать в Тбилиси и провести переговоры хоть в двухстороннем, хоть в трехстореннем формате. И Алиев несколько раз подчеркивал, что трехсторонний формат – наша перспектива. Я всю жизнь отстаивал эту идею, и когда был в карьерной дипломатии, и когда был вынужден уйти из нее, но думаю, так или иначе мы к этому формату придем», - заключил В. Чечелашвили.
Политолог, профессор Ankara Üniversitesi Тогрул Исмаил прежде всего напомнил, что инициатором этого формата выступили Турция и Азербайджан, а принятие этого момента Арменией, с учетом участия представителей Еревана на встрече в Тегеране, уже положительный знак.
«Также само присутствие практически всех представителей диалогового формата в Тегеране, за исключением Грузии, уже говорит о том, что предложение альянса Турции и Азербайджана воспринимается и работает. На мой взгляд, сам алгоритм формулы геополитически интересен, поскольку предполагает взаимодействие трех государств Южного Кавказа с тремя региональными державами региона, что исключает какое-либо влияние извне», - заметил политолог.
Что касается неучастия Грузии, то, отметил Исмаил, поскольку этот вопрос не решен, интересы Тбилиси на мероприятии наверняка будут представлять Азербайджан и Турция, причем исходя из ее территориальной целостности. В любом случае турецкий эксперт считает, что встреча в Тегеране показала – «инициатива Турции и Азербайджана работает».
«На мой взгляд, это очень прагматическая схема сотрудничества, что делает ее весьма устойчивой и жизнеспособной. Поначалу достаточно скептически относились к этой инициативе Иран и Армения, но так или иначе собрались вместе почти все. Да, между теми или иными сторонами есть какие-то разногласия, но если этот механизм будет работать и впредь, то все проблемы между сторонами, нерешенные вопросы, конфликтные ситуации, будут минимизированы и в конечном итоге решены. Станет работать общая дорожная карта, и в ходе ее обсуждения будет исчезать напряженность, а общих точек соприкосновения будет все больше», - убежден Исмаил.