«Армения рано или поздно спровоцирует большую войну на Кавказе» Экспертное мнение на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с азербайджанским политологом Исой Джавадовым.
- Не кажется ли вам, что переговоры по армяно-азербайджанскому урегулированию все больше заходят в тупик?
- Да, подобная картина действительно складывается сегодня в мыслях многих политиков и международных аналитиков. Если осенние встречи в Праге, Брюсселе и Вашингтоне дали надежду на скорое и продуктивное урегулирование, то сейчас не остаётся никаких сомнений, что Армения целенаправленно затягивает достижение мира ради своих нереалистичных ирредентистских амбиций. Ранее такую заторможенность можно было списать на опасения армянского руководства столкнуться с серьезным политическим кризисом, однако сегодня мы видим, что кабинет Пашиняна в своей риторике и поведении ничем не отличается от сборища радикальных националистов, еще недавно бунтовавших на улицах Иревана.
- Армения считает, что Азербайджан готовится к «широкомасштабному применению силы». Что вы думаете по этому поводу?
- Опасения Армении небезосновательны как раз-таки из-за политического инфантилизма самого официального Иревана, который вместо того, чтобы способствовать миру и процветанию на Южном Кавказе, продолжает дальше подпитывать атмосферу насилия в регионе. Но если выразиться корректно, то Азербайджан не готовится к новой крупномасштабной войне, а продолжает оставаться в состоянии боевой готовности еще с 2020 года. Ведь в Баку не испытывают иллюзий по поводу уравновешенности армянского истеблишмента. С момента подписания Трехстороннего заявления 10 ноября 2020 года вооруженные провокации случались не один раз, и к этому нужно быть полностью готовыми. Тем более что пару недель назад были выявлены альтернативные маршруты поставки вооружений террористам в Ханкенди, да еще при поддержке российского контингента миротворцев. Так что скорей всего отчет исследователей из International Crisis Group, где указан риск новой крупномасштабной, но краткосрочной войны между Арменией и Азербайджаном, достаточно достоверен. Лично я не сомневаюсь, что Армения рано или поздно вновь спровоцирует большую войну на Кавказе.
- Возможно ли ввиду нынешних напряженных отношений между Баку и Тегераном вмешательство Ирана в случае широкомасштабных военных действий на Южном Кавказе?
- До 2020 года Тегеран пытался кое-как балансировать между Азербайджаном и Арменией, что отвечало его интересам нарастить свое влияние на Южном Кавказе в целом. Но поскольку победа Азербайджана оставила Иран в какой-то степени за бортом кавказской политики, то Тегеран, видимо, будет пытаться ставить исключительно на Армению как на своего единственного проводника в регионе. При этом не думаю, что Иран открыто станет вмешиваться в военное противостояние с Азербайджаном, поскольку Баку все так же представляет для него важность в аспектах экономического сотрудничества, особенно на фоне международных санкций.
Точно так же Азербайджан остаётся важнейшим транспортным узлом, связывающим Иран и Россию. Поддержка Тегераном Еревана может включать в себя следующие стратегии: демонстративное скопление крупной живой силы на границе, поставки вооружений и боеприпасов в Армению, включая легкие ударные БПЛА, рост террористической активности иранских прокси в Азербайджане, а также возможное скрытое применение своих прокси и инструкторов на стороне Армении.
- Удалось ли Армении после войны хотя бы частично восстановить свои потери?
- Вооруженные силы Армении после поражения в 2020 году вряд ли восстановили свой наступательный потенциал. Поэтому сейчас в их задачи входит формирование хоть какой-нибудь оборонительной стратегии в преддверии войны, потому на первый план выходит акцент на усиление артиллерийского, противотанкового и противовоздушного арсеналов, особенно боеприпасов к ним, за чем они, собственно говоря, и обращаются к Ирану, Индии и другим странам. То есть воевать Армении все еще есть чем, но боевой потенциал существенно ниже того, что имелось в 2020-м. Так или иначе, нам нужно быть готовыми к попыткам оказания ожесточенного сопротивления, а также к агрессивным обстрелам населенных пунктов Азербайджана с их стороны.
- Как известно, официальный Баку предложил установить контрольно-пропускные пункты на границе с Арменией. Что вы об этом думаете? Какие вопросы это решит?
- Вопрос пограничных КПП действительно в первую очередь затрагивает проблему лачинской дороги, поскольку по-прежнему осуществляется незаконный трафик оружия и живой силы в Ханкенди. Поскольку на данный момент реальной потребности посещения Азербайджана или Армении мирными гражданами обеих стран нет, то эти КПП в первую очередь нужны для обеспечения безопасности региона и пресечения террористической и контрабандистской деятельности.
- Армения рассматривает сближение с Турцией и подписание мирного соглашения с Азербайджаном как два разных кейса. Турция, наоборот, представляет эти два процесса в едином русле. Удастся ли Анкаре переубедить Ереван?
- Нежелание Армении рассматривать сближение с Турцией и Азербайджаном как один кейс является наглядным свидетельством неадекватной оценки ею политической действительности. В любом случае сам процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией возможен только после достижения полноценного мира с Азербайджаном. Поэтому убедить Армению в том, что отношения с Турцией и Азербайджаном являются одним кейсом, сможет в первую очередь либо азербайджанская дипломатия, либо азербайджанская армия.