«Армяне вернутся обратно в Москву с их чашей для подаяний» Экспертные мнения на Caliber.Az
Пожалуй, одно из самых важных новых решений Трампа в сфере внешней политики - это подписанный указ о приостановке на 90 дней оказания Соединенными Штатами помощи зарубежным государствам. Делается это для оценки эффективности программ и их соответствия внешней политике США.
Как все нововведения президента Трампа отразятся на Армении? Таким вопросом задается ереванское издание Verelq. Оно приходит к выводу, что уже абсолютно ясно, что Армения, да и регион Южного Кавказа в целом, не входит в круг приоритетов администрации Трампа. Он четко заявил, что на первом месте для него национальные интересы США, а не поддержка далеких от Америки стран. И хотя неизвестно, какие решения будут приняты в отношении Армении после 90-дневной паузы, но тенденции налицо. Власти Армении без оглядки бросились в объятия уходящей администрации США, практически сжигая за собой все мосты, не обращая внимания на возможные риски. Но пришел новый президент и обнулил всю систему ценностей, выстроенную демократами. Теперь армянскому руководству придется заново налаживать отношения с республиканцами. И большой вопрос, захотят ли этого в команде Трампа, который хорошо помнит, кто и когда от него отвернулся, а кто поддержал.
Самое интересное, что эта ситуация может снова повториться, только в обратном порядке, когда через четыре года будет избран новый президент США, возможно от демократов, который начнет ломать уже систему, созданную Трампом.
В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: удастся ли Армении сохранить при Трампе то благостное отношение к себе Вашингтона, которое наблюдалось при Байдене?
О своем видении этого рассказали Caliber.Аz известные эксперты.
Ирландский политолог и историк Патрик Уолш отмечает, что Армения и Южный Кавказ, безусловно, не входят в число приоритетов президента Трампа.
«У него есть серьезные проблемы с контролем за соглашением о прекращении огня, которое он инициировал между Израилем и ХАМАС. Гораздо более серьезной проблемой является прекращение войны в Украине. Администрация Байдена оставила ему огромный беспорядок, который нужно расчистить, и ему, по сути, приходится управлять украинским поражением, минимизируя последствия для себя и США», - заявил эксперт.
По его словам, поворот Армении к Западу должен был принести плоды в виде благодарности от Вашингтона и Европы.
«Однако администрация Трампа вряд ли отреагирует выгодами для Еревана, поскольку ее волнуют реалии власти, а не моральная пропаганда.
Хотя, похоже, что в США произошла полная смена политического характера, это, возможно, обманчиво, и также, вероятно, есть более устойчивые изменения в западном ландшафте, чем можно было бы предположить за 4-летний президентский срок. Администрация Байдена оставила многие из политических решений Трампа нетронутыми, потому что они оказались функциональными. На этот раз, похоже, происходит фундаментальное изменение вещей с желанием многих элементов откатить назад то, что было названо «безумием последнего десятилетия». Трамп воспользовался этим и возглавляет революцию или контрреволюцию с крупными технологическими деятелями, такими как Маск. Я хочу сказать, что если Трамп не потерпит неудачу, американские демократы приспособятся к изменению политического ландшафта, и США будут поставлены на новый курс, как внутри страны, так и во внешних делах», - полагает историк.
По его мнению, Армении будет трудно сохранить благоприятную позицию, которую она имела ранее, потому что Трампу мало нужен Ереван и его попытки снискать расположение западной пропагандистской риторикой, которая вряд ли искренна.
«Он упрямый бизнесмен, который управляет государством как коммерческой организацией, заключая выгодные сделки с финансовыми выгодами для американского народа. Что может предложить ему Армения, кроме нищенской чаши? Гораздо более вероятно восстановление отношений с Азербайджаном, который может предложить Вашингтону гораздо больше с точки зрения геополитических и финансовых выгод. Трамп, вероятно, станет плохой новостью для Еревана, особенно если он добьется урегулирования в Украине, что затем приведет армян обратно в Москву с их чашей для подаяний, извинениями и новым изменением своей интерпретации», - считает Уолш.
Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков начал с того, что Армения не такая уж значительная для Соединенных Штатов Америки страна, чтобы в ее отношении были какие-то большие планы.
«Я думаю, армянские лоббисты, как в Конгрессе, так и в Госдепартаменте и в окружении Трампа пролоббируют, чтобы объем помощи, который предполагался для Армении, сохранился. Там, в общем, суммарно, насколько я понимаю, даже 100 млн долларов в год не получается. Для сравнения, десятки миллиардов идут Украине, Израилю 3-4 миллиарда, пара миллиардов Египту. То есть, я хочу сказать, что есть страны, которые получают в очень больших объемах американскую помощь. Армения в этом смысле занимает не очень заметную позицию», - констатирует эксперт.
Что же касается интеграционных вопросов, то Армения в лице Пашиняна навострила свои лыжи скорее в сторону Евросоюза, говорит он.
«Но там есть серьезные проблемы, начиная с того, что пока все институциональные связи Армении замкнуты на Россию. Участие в ОДКБ хотя и заморожено, но Армения из блока пока не выходит. Российские базы, пограничники, стратегические активы все переданы России. И по обходу санкций Россия и Армения тесно взаимодействуют. Ну, и еще плюс ЕАЭС, в котором состоит Армения. Так что, и с европейским направлением проблем у Армении хватает. Особенно с учетом того, что у нее нет границ с Евросоюзом, с учетом того, что и Грузию сегодня Евросоюз санкционирует, ограничивает, а с Турцией Армении до сих пор не удается наладить дипломатические отношения, открыть границы.
Ну, и я думаю все же, если и удастся Армении сохранить финансовую помощь США, то внимание к себе Трампа и его администрации Ереван вряд ли сможет привлекать в том объеме, в каком она могла это делать во время администрации Байдена. Потому что для США, если брать их политику в контексте Южного Кавказа, конечно, приоритетным государством является Азербайджан. Как страна, которая является стратегическим партнером и обеспечивает энергетическую безопасность Израиля. Наши, скажем, основные партнеры в Европе - Венгрия и Италия, а это две страны, лидеры которых являются самыми, скажем, близкими друзьями в глазах президента Дональда Трампа. Отношения с Турцией у Трампа, в общем, значительно лучше, и он высоко ценит турецкого лидера Эрдогана. Это все в пользу Азербайджана. Я уже не говорю о том, что Иран занимает важное место в внешней политике Штатов, а Азербайджан граничит с Ираном и является очень важной в этом смысле страной. Без Азербайджана никакой транзит невозможен в Центральную Азию. И здесь все в конечном итоге упирается в Азербайджан.
Так что я думаю, что Азербайджан в контексте внешней политики, безусловно, будет занимать на порядок более важную роль, чем Армения, даже несмотря на то, что лоббистские возможности Армении в США все еще лучше, чем у Азербайджана. Но значение Азербайджана как государства, несопоставимо с Арменией», - заключает Мусабеков.