Азербайджан и азербайджанцы – за мир с Арменией! Бондаренко и Кацман о результатах опроса
Азербайджанский Центр социальных исследований провел новый опрос среди населения с целью изучения общественного мнения о перспективах мира между Баку и Ереваном.
Согласно результатам изучения общественного мнения, в Азербайджане 78,5% респондентов поддерживают подписание мирного договора с Арменией, 20,2% не поддерживают мирный договор, 1,3% затруднились ответить. Поддержку заключению мирного договора выразили 74,1% лиц со средним образованием и 86,9% лиц с высшим образованием.
Среди опрошенных 42,8% мужчин и 31,6% женщин заявили, что полностью верят в подписание мирного соглашения в ближайшее время, из них 27,3% и 32,1% заявили, что в основном верят.
Опрос проводился с 25 по 28 ноября 2023 года среди 390 респондентов старше 18 лет. Он охватил 12 экономических районов, за исключением Нахчыванского и Восточно-Зангезурского.
Итак, итоги показывают, что практически 80% азербайджанцев выступают за мирные отношения с Арменией. Интересно было бы, конечно, узнать, как ответили бы на те же вопросы рядовые жители Армении. Но о чем свидетельствует такой интересный результат в Азербайджане? Значит, большинство населения нашей страны уже не против восстановления полноценных отношений – экономических и политических – с соседней Арменией?
Своими соображениями на этот счет поделились с Caliber.Аz иностранные эксперты.
Любые войны утомляют, заявил руководитель фонда «Украинская политика», аналитик и историк Константин Бондаренко.
«Как только в войне появляется заявленный ранее результат, общество готово поставить точку. Мне рассказывали ветераны Великой Отечественной: пока шла война - была всенародная ненависть к немцам. Как только война закончилась - эти настроения пропали, пленных немцев, работавших на стройках, даже жалели, а еще спустя несколько лет к немцам вообще отношение стало положительным», - рассказал он.
По словам историка, азербайджанское общество чувствует себя победителем. И негатив к Армении постепенно уходит.
«Она превращается просто в соседнее государство, с которым надо жить и выстраивать отношения. Но я не думаю, что такие же цифры можно получить, проведя опрос в Армении. Там в обществе популярны темы сатисфакции, реванша (хотя и есть понимание, что после отъезда армянского населения из Карабаха это вряд ли возможно). Именно поэтому социологические исследования вряд ли продемонстрируют такие же результаты, как в Азербайджане. Но вопрос восстановления дипломатических отношений - это не вопрос желания или нежелания общества. Это вопрос политический и зависит от воли лидеров», - полагает Бондаренко.
Американский аналитик и публицист Самсон Кацман отметил в свою очередь, что он не жил ни в Азербайджане, ни в Армении, и его взгляд – это взгляд из американского далёка.
«Расскажу о моих не таких уж давних знакомых. Имён, по понятной причине, называть не буду. Мало ли, кому из моих героев может прилететь от своих же соплеменников после моих рассказов. Семейная пара, он – азербайджанец, она – армянка. Оба из Баку. Огромная, не остывающая любовь друг к другу, хотя вместе они больше двадцати лет. Он по профессии историк, в США стал водителем траков – надо кормить семью. Две замечательные красавицы-дочки. Огромная радость и главный смысл жизни родителей.
Другая, совсем недавняя встреча и знакомство. Армянин, успешный программист из Силиконовой долины, родом из Баку. Уехал с семьёй из Баку в январе 1990-го. «Мне, - рассказывает мой собеседник, - помогал мой друг-азербайджанец». Друг-азербайджанец тоже уехал из Баку. Оказался в Украине. Разделяют двух бакинцев десятилетия и тысячемильные расстояния. «Но кто он для меня?» - спрашивает мой калифорнийский знакомый. Сам отвечает: «Мой друг и брат!». Когда у друга в Украине случились проблемы со здоровьем (конечности), не мог работать, калифорнийский бакинец поддерживал его, посылал ему деньги, пока друг – в буквальном смысле – не встал на ноги», - рассказывает Кацман.
Наверняка, есть и другие, не столь радужные примеры, допускает он.
«Писать о них не хочу. Считаю, что если позитив и доброе отношение могут присутствовать между людьми, то возможны они и между странами. Важно то, что вкладывается в головы людям, в первую очередь, детям...
Никки Хейли, один из кандидатов от республиканцев в президентской гонке, рассказывала о своём посещении Газы ещё до сегодняшних трагических событий. Кроме антисемитских, нацистского содержания граффити на стенах, поразила американского постпреда в ООН задача по арифметике из учебника младшей школы: «Перед тобой пять евреев. Ты застрелил троих. Скольких евреев тебе осталось убить, чтобы перед тобой лежали пять еврейских трупов?» С такой «арифметикой», с таким промыванием мозгов маленьким детям, будет ли когда-нибудь мир в многострадальном районе Ближнего Востока? Ненависть, вложенная в детские головы, взойдёт в ненависть поколения, ненависть поколения взорвётся войной в будущем. К чему это? К тому, что общая атмосфера, создаваемая в обществе, в головах людей, критически важна. Роль журналистского сообщества, роль СМИ – архиважны»,- говорит аналитик.
Он считает, что сейчас у мирного договора, у мира на Южном Кавказе появился шанс.
«Похоже на то, что сейчас, - и это можно только приветствовать, - происходит прямой диалог между руководством Армении и Азербайджана. Посредники важны. Но не всегда их медиаторство и мотивы, которыми они руководствуются, продиктованы насущными интересами стран Южного Кавказа. Может быть, именно сейчас время для публикаций в медиа-ресурсах обеих стран, которые создали бы правильный информационный фон для продвижения к миру? Десятки, сотни, тысячи шагов навстречу друг другу... Да, не быстро, осторожно, но по древней пословице «капля камень точит». В процессе диалога, в процессе выстраивания мостиков понимания и желания услышать друг друга можно много к чему прийти. Не исключено, что в какой-то момент можно будет поднимать и чувствительные для обеих сторон вопросы.
Разблокировка транспортных коридоров, совместные экономические проекты, свободные перемещения людей, освобождение и обмен всех пленных, нейтрализация минных полей. Есть предпосылки для того, чтобы расцвёл благодатный район Южного Кавказа. Дайте миру шанс!», - призывает Кацман.