Азербайджан: риски и платежный баланс Обзор Хазара Ахундова
Накопившиеся к сентябрю негативные тенденции вновь могут обернуться периодом слабого роста мирового ВВП, причем о наличии таких рисков свидетельствует недавний резкий спад цен на нефть. Сохранение текущих сценариев на длительный период не лучшим образом отразится на экономике Азербайджана, все еще ощутимо зависящей от мирового спроса на энергетическое сырье. Тем не менее, нынешняя ситуация по базовым макроэкономическим показателям в нашей стране сравнительно стабильна. Согласно оценкам Центробанка Азербайджана (ЦБА), озвученным в ходе состоявшегося накануне медиа-брифинга, в первой половине текущего года отечественный нефтяной сектор экономики демонстрировал профицит счета текущих операций платежного баланса.
Высокий уровень волатильности мировых цен на углеводородное сырье, а также снижение добычи и, соответственно, экспорта нефти (лишь частично компенсируемого ростом добычи и поставок газа) в 2023 году обернулось для Азербайджана снижением профицита внешнеторгового оборота. Завершившийся глобальной рецессией и импортируемой инфляцией, минувший год запомнился замедлением промышленной динамики во всем мире, и вызванное этим снижение спроса и цен на сырье затронуло не только азербайджанский нефтяной сектор, но также отразилось и на несырьевых отраслях. Положительное сальдо Азербайджана во внешней торговле в прошлом году чуть превысило $16,613 млрд, что на 29,6% меньше показателя 2022 года, отмеченного небывалым ростом котировок на энергетическом рынке. Так или иначе, но эти обстоятельства стали одним из главных вызовов для отечественной экономики и по итогам прошлого года привели к падению ВВП страны до 1,1%.
Несмотря на высокую волатильность нефтяных цен нынешней весной, в целом ситуация по мировым ценам на нефть была сравнительно комфортна для Азербайджана, в то же время в первой половине 2024 года наша страна увеличила экспорт природного газа в Европу на 12%, направив европейским потребителям 6,4 млрд кубометров газа. В свою очередь, в текущем году наблюдались сравнительно более высокие темпы роста валового внутреннего продукта: согласно данным Госкомстата АР, в январе-июле 2024 года ВВП Азербайджана составило 70,544 млрд манатов, что на 4,5% превысило соответствующие показатели прошлого года. При этом в ненефтяном секторе добавленная стоимость и вовсе возросла на 6,7%, а в роли ключевого драйвера производства ВВП выступала промышленность, на долю которой приходится 38,4%.
Тем не менее, согласно опубликованным не так давно данным Госкомтаможни (ГТК), в январе-июле 2024 года внешнеторговый оборот Азербайджана сократился на 11,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Снизится или увеличится этот разрыв в последующие месяцы текущего года, в немалой степени зависит от уровня спроса на мировых энергетических рынках. Увы, но к началу сентября на рынке нефти наметился устойчивый «медвежий» тренд, и накануне цены по ноябрьским фьючерсам на эталонную марку Brent достигли отметки $71,06, сведя на нет все достижения 2024 года. Стоимость азербайджанской нефти марки Azeri Light на мировом рынке также снизилась и 12 сентября составила $73,53.
Глобальные аналитики выдвигают противоречивые версии о длительности периода падения цен на нефть, однако среди основных причин снижения спроса указаны скорое восстановление добычи в Ливии, запасы которой считаются крупнейшими в Африке, заметное снижение эскалации на Ближнем Востоке, а также планы ОПЕК+ увеличить добычу в октябре текущего года на дополнительные 180 тысяч баррелей в день. В качестве факторов, влияющих на снижение спроса на нефть, указаны сокращение ежемесячного индекса деловой активности экономики Китая, а также снижение производств в промышленности США, где индекс деловой активности (PMI) уже пятый месяц подряд остается ниже отметки 50. В этой связи эксперты Saxo Bank и Goldman Sachs полагают, что нынешний спад цен на нефть сохранится до конца года. В свою очередь, специалисты Bank of America считают, что инвесторам следует продолжить вкладывать средства в сырьевые товары, включая нефть, а в международном рейтинговом агентстве Fitch Ratings полагают, что в 2024 году средние цены на нефть марки Brent сохранятся на уровне $80 за баррель.
Перспективы глобального рынка энергоносителей туманны, но в Центробанке Азербайджана пока не видят серьезных оснований для беспокойства. «Для поддержания платежного баланса Азербайджана цена одного барреля нефти марки Azeri Light на мировом рынке должна варьироваться в пределах 40-45 долларов США, — об этом накануне в ходе брифинга для СМИ заявил директор департамента статистики ЦБА Самир Насиров. — На данный момент нет причин беспокоиться о ценах на нефть».
Действительно, не исключено, что нынешний «медвежий» тренд на рынке нефти может оказаться краткосрочным и не сильно повлияет на среднегодовые показатели рынка сырья. Однако не стоит забывать, что в случае длительности снижения цен могут возникнуть определенные риски для пополнения доходной части бюджета. В госбюджете Азербайджана в текущем году цена нефти заложена на уровне $75 долларов США, и спад спроса и цен на жидкие углеводороды ниже точки отсечения в первую очередь скажется на доходах Госнефтефонда (ГНФАР), снизив возможности для накопления золотовалютных резервов.
Сложности текущей ситуации накануне были отмечены директором департамента статистики ЦБА Самиром Насировым: «Профицит счета текущих операций в нефтегазовом секторе в первой половине года достиг $6,948 млрд, снизившись на 15,4%, в то время как дефицит в ненефтяном секторе составил $4,322 миллиарда долларов (рост на 41,1%)».
Здесь уместно пояснить, что платежный баланс — движение денежных средств в виде платежей из страны в страну, и он характеризует соотношение сумм платежей, произведенных и непроизведенных страной за границей в течение определенного периода, и поступивших в страну средств в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным (профицитным), платежный баланс, в котором расходование денежных средств превышает их поступления, называется пассивным (дефицитным). Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям, в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс «невидимых» текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, денежных переводов. Также сюда следует отнести баланс движения капитала, отражающий отток и приток капитала из и в страну.
Как же обстоят дела в нашей стране по другим сегментам платежного баланса? В качестве базового параметра здесь можно указать прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику Азербайджана: как отметил С. Насиров, в первой половине текущего года вложения в отечественную экономику составили $2,978 млрд, сократившись за год всего на 0,04%. То есть по динамике ПИИ наша страна пока удерживает определенное равновесие, и не исключено, что по итогам года удастся сбалансировать небольшое отставание. Напомним, что по итогам 2023 года показатели ПИИ в нашу страну составили $6,658 млрд, увеличившись год к году на 6,1%.
В свою очередь, по словам директора департамента статистики ЦБА, за первое полугодие госструктуры, предприятия и организации Азербайджана заработали на рынке ценных бумаг $491 млн, что на 49% больше показателей соответствующего периода прошлого года. «В целом, портфельные инвестиции управлений, предприятий и организаций Азербайджана составили $610 млн: организации вкладывают свободные средства в местные и иностранные ценные бумаги, что означает дополнительные доходы для страны в будущем», — подчеркнул С. Насиров.
В то же время за отчетный период управления, предприятия и организации направили $1,3 млрд на погашение внешних долговых обязательств: в итоге общие обязательства страны сократились на $2,1 млрд. Динамичное снижение долгового бремени — весьма позитивный показатель, свидетельствующий о стабильности и управляемости финансовой и денежно-кредитной системы страны в целом. Здесь также не стоит упускать из виду, что накопленные в Азербайджане внушительные валютные запасы выступают ключевым элементом защиты монетарного рынка страны на случай внешних форс-мажоров. Напомним, что стратегические золотовалютные резервы Азербайджана к концу первого полугодия, увеличившись на 1,8%, достигли без малого $70 млрд, и этот финансовый буфер играет огромную роль в обеспечении макроэкономической стабильности страны.