«Без поддержки США Израиль не станет воевать с Ираном» Юрий Бочаров на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с израильским экспертом, кандидатом политических наук, редактором сайта Aziznews.com Юрием Бочаровым.
— Юрий Борисович, каковы ваши ожидания от предстоящих переговоров президентов США и России в Саудовской Аравии? Может ли эта встреча способствовать завершению войны в Украине?
— Как вы знаете, президент США Дональд Трамп заявил на днях о том, что Вашингтон должен получить компенсацию в виде доступа к природным ресурсам за многомиллиардную помощь, которую он оказывает Украине в ее противостоянии с Россией. А в недавнем своем интервью Fox News Трамп и вовсе отметил, что украинская территория имеет огромную ценность с точки зрения редкоземельных металлов, нефти и газа. Американский лидер хочет получить все эти природные ресурсы в залог под 500 миллиардов долларов. А это, как вы понимаете, огромные деньги и огромные возможности. Но чтобы реализовать этот план, ему необходим мир.
Если Трамп получит от Украины все, что ему нужно, тогда возможно, что он договорится с Путиным. В этом случае ему не понадобится НАТО на территории Украины, он будет довольствоваться бизнесом, который гарантируют США украинская и российская стороны. Полагаю, что вариант деления Украины и условия разработки ее полезных ископаемых будут одним из ключевых вопросов на ближайших переговорах Трампа и Путина. Учитывая, что Трамп уже объявил, что Европе пора подумать о своей безопасности самостоятельно, без Америки, вся эта идеология «о защите Европы» уйдет в дальний ящик. Дело в том, что новый хозяин Белого дома подходит к решению всех проблем с учетом экономической целесообразности, в том числе и к войне в Украине, которую Европа ведет с Россией. Попросту говоря, Трамп хочет получить свою долю как с Украины, так и с Европы.
— Судя по жесткой позиции Трампа в отношении палестино-израильского конфликта, политика США на Ближнем Востоке еще больше ужесточится. Как считаете?
— Сегодня ХАМАС, как и «Аль-Каида», доказали, что они являются гангреной на карте мира, и если человечество хочет решить проблемы безопасности Израиля, Египта, Иордании или других стран региона, то оно должно ликвидировать все эти террористические структуры. Поэтому, несмотря на то, что жесткая политика Трампа вызывает публичное возмущение многих стран Ближнего Востока, все они прекрасно понимают, что проблема ХАМАС, ИГИЛ и прочих террористических организаций — это также их проблемы, которые нужно решить.
— Смогут ли Иран и США на предстоящих переговорах по ядерной сделке достичь какого-то консенсуса?
— Трамп подходит к решению всех проблем с экономической точки зрения, как бизнесмен, в том числе и к иранской. Если Тегеран захочет вписаться в политику, которую проводят США, то есть в первую очередь разорвать свои связи с Пекином и в одной связке с США притормозить развитие Китая, то вполне возможно, что они могут договориться. Я допускаю это, учитывая, что на сегодняшний день главной проблемой США является Китай, и он ее, конечно, будет решать.
— Ну а в случае, если Трампу не удастся договориться с Тегераном, то Израиль нанесет ракетные удары по стратегическим объектам Ирана?
— Израиль много говорит о ядерной программе Ирана, и его, конечно, очень волнует возможность получения Тегераном атомной бомбы. Хотя объективно Израиль понимает, что создать атомную бомбу в ближайшие годы невозможно. Тем не менее, я думаю, вряд ли Израиль станет атаковать Иран самостоятельно. Да, Израиль может нанести серьезный удар и поразить многие объекты Ирана, но если США не встанут в его защиту, то последствия всего этого будут катастрофическими и для самого Тель-Авива.
С другой стороны, понятно, что в случае нанесения удара Израиль может торпедировать ядерную программу Ирана на год с лишним, но опять же последствия такой войны могут значительно повлиять на развитие региона. А это сегодня не в интересах Израиля, который ведет войну практически на три фронта: в Газе, в Ливане, Сирии. Параллельно Израилю приходится еще и отбиваться в палестинской автономии и периодически ввязываться в войну с хуситами. Так что такой сценарий по Ирану навряд ли возможен в обозримом будущем.