Пороховые бочки уходят в песок Сулеймании Сулейманов, Дюрре и Чакмак на Caliber.Az
Сдача оружия Рабочей партией Курдистана (РПК) в Ираке должна завершиться в течение ближайших нескольких месяцев после того, как организация объявила о своём роспуске. Об этом сообщил официальный представитель правящей Партии справедливости и развития Турции (ПСР) Омер Челик в интервью телеканалу NTV.
По его словам, за процессом разоружения будет следить специальный механизм подтверждения с участием сотрудников турецких спецслужб и вооружённых сил.
«Процесс разоружения в Ираке должен быть завершён за три–пять месяцев. Если он затянется дольше, это может привести к провокациям», — отметил Челик.
В мае этого года РПК, которая вела вооружённую борьбу с турецким государством более 40 лет, приняла решение о самороспуске и прекращении боевых действий. Уже в прошлую пятницу боевики начали сдавать оружие в североиракском городе Сулеймания в рамках мирного процесса с Турцией.
Абдулла Оджалан, лидер РПК, на редкой видеозаписи, опубликованной в среду, заявил о завершении вооружённой борьбы организации против турецкого государства, сообщает Reuters.
В семиминутной записи Оджалан призвал парламент Турции создать специальную комиссию для контроля процесса разоружения и организации более широкого мирного процесса.
«Фаза вооружённой борьбы завершена. Это не поражение, а историческая победа», — заявил Оджалан. — «Этап вооружённого сопротивления теперь должен добровольно уступить место фазе демократической политики и права».
Лидер курдских террористов также призвал партию DEM, которая сейчас занимает третье место в парламенте Турции, сотрудничать с другими политическими силами и работать исключительно через демократические механизмы.
Можно ли надеяться, что это намерение сторон завершится успехом? Что курдский терроризм через несколько месяцев перестанет существовать, и Турция избавится наконец от этой многолетней угрозы?
Своим мнением об этом поделились с Caliber.Az известные эксперты по региону.
Востоковед, эксперт по Ближнему Востоку Руслан Сулейманов отмечает, что это действительно большое событие для Турции, открывающее значительные перспективы в плане прекращения подпольной террористической деятельности на её территории со стороны сопредельных государств.
«Но здесь очень многое будет зависеть от политического процесса. Это то, о чём говорится во всех заявлениях РПК — изменение статуса курдов в турецком государстве. В идеале, как можно предположить, это внесение поправок в турецкую конституцию, что вообще трудно представить.
В турецкой конституции чёрным по белому написано, что гражданином республики является турок, а не курд. Все граждане Турции — это турки, независимо от религиозного и этнического происхождения. А курды, по сути дела, настаивают на изменении этого положения, что вызывает, конечно, негативную реакцию в националистических кругах. Так что это всё ещё остаётся предметом дискуссии: как будет развиваться этот политический процесс, будут ли это изменения в конституции, какие-то другие законы, внутренние правила по отношению к курдам — квоты, расширение автономии и так далее — мы пока не знаем. Но именно от развития политического процесса зависит успех разоружения РПК и её трансформация от террористической к политической деятельности», — говорит востоковед.
По его мнению, полностью исключить угрозу терроризма, к сожалению, нельзя. Если политический процесс зайдёт в тупик, если не будут сделаны уступки, на которые рассчитывают лидеры РПК, и если они будут заявлять, что курды не получают ожидаемых прав, то это может повлечь за собой новые теракты и возобновление подпольной деятельности.
«Так что всё внимание сейчас сосредоточено на политическом процессе и, в частности, на деятельности партии DEM (Партии демократии и равенства народов).
Партия DEM, в свою очередь, настаивает на недопустимости снятия с должностей избранных мэров и глав муниципалитетов, где побеждают её представители. Очень часто их просто отстраняют и заключают под стражу. Это довольно распространённая практика на востоке и юго-востоке Турции. DEM рассчитывает, что в результате политического процесса удастся добиться прекращения этой практики. Снимали их, как правило, по обвинениям в терроризме. DEM хочет положить этому конец. Насколько успешным будет этот процесс, во многом определит и успех разоружения Рабочей партии Курдистана», — подчёркивает Сулейманов.
Кандидат исторических наук, эксперт по Ближнему Востоку, доцент кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ Мехмет Эмин Икбаль Дюрре считает, что курдский вопрос — один из самых сложных в регионе, имеющий глубокие исторические корни.
«Он касается не только Турции, но и Ирана, Ирака и Сирии. Думаю, что роспуск РПК откроет новые возможности для решения этого вопроса не только в Турции, но и в указанных странах.
Теперь ожидается, что в Турции будет меняться конституция. В ней будут учтены те причины, которые мешали решению не только курдского вопроса, но и других важных проблем. Президент Эрдоган неоднократно высказывался о необходимости новой конституции.
Конкретно по курдам — многое будет зависеть от развития ситуации в Сирии. Если сирийские курды смогут достичь консенсуса с новыми властями Сирии, то, думаю, мир в регионе приобретёт более стабильный характер», — заявил доцент.
Турецкий аналитик, доктор политических наук, профессор Хайдар Чакмак, напротив, считает, что ни у Оджалана, ни у Эрдогана нет реальной возможности заставить РПК сложить оружие.
«Это новая игра, в которую играют Израиль, Великобритания и США. Эти три страны потребовали, и РПК сложила оружие, а семьи Талабани и Барзани её поддержали. Только Израиль, Великобритания и США могут убедить семьи Талабани и Барзани. Разговоры о региональном мире — не более чем красивая ширма. Сложить оружие — это фикция для турецкой нации. Они могут вновь взяться за него, когда захотят. Сейчас они просто сжигают часть своего старого арсенала ради показухи. Это чистая игра», — считает профессор.