Дипломатия Баку: от ЕС до Китая Муратбекова и Валеев на Caliber.Az
Азербайджан – одна из немногих стран, которая является членом как европейских, так и исламских организаций и активно участвует в форматах саммитов по линии Европейского союза, Организации исламского сотрудничества, ЕСО и многих других.
Однако, пожалуй, самая главная стратегическая линия Азербайджана – о чем говорилось на встрече президента Ильхама Алиева с участниками III Шушинского глобального медиафорума в Ханкенди – это уникальная мультивекторная политика по выстраиванию отношений с государствами, разными центрами силы, расположенными в самых различных частях света.
Так, к примеру, одним из основных политических и экономических достижений внешней политики страны в 2025-м стало заключение договора о стратегическом партнерстве с Китаем, налаживание безвизового режима с Пекином. В то же время на Западе Баку добился ощутимых подвижек в сотрудничестве со странами ЕС.
При этом Азербайджан выступает искусным посредником и модератором политического диалога на арене такого региона, как Ближний Восток, где помощью Баку за последний год воспользовались такие страны, как Турция, Израиль, Сирия...
А что думают о потенциале многовекторной политики официального Баку за рубежом? Своими мнениями на эту тему с Caliber.Az поделились австрийский и казахстанский политологи.
Так, научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института, PhD по востоковедению КазНУ им. Аль-Фараби, казахстанский политолог, китаевед Альбина Муратбекова отмечает, что Азербайджан за очень короткий срок весьма успешно реализовал свои интересы в Азии и продолжает работать в этом направлении.
«Договор о стратегическом партнерстве с Китаем сразу же закрепил за Азербайджаном статус главного партнера Пекина на Южном Кавказе. Китай очень быстро осознал, что Азербайджанская Республика – страна, которая постоянно движется к расширению связей и возможностей. В свою очередь, в Баку давно поняли важность транспортно-транзитного потенциала Азербайджана в Евразии и градус интереса Китая к событиям в Южно-Кавказском регионе», – сказала политолог.
По ее мнению, Баку занимает особое место в региональной политике Китая, особенно в контексте развития Среднего коридора.
«В частности, контейнерный поезд, курсирующий между Китаем и Азербайджаном по маршруту Сиань – Баку через Казахстан, обеспечивает устойчивое транспортное сообщение между КНР и Европой через Каспийское море и играет ключевую роль в развитии коридора. Только с момента запуска контейнерного поезда было отправлено более 350 блок-поездов, и ожидается, что в ближайшей перспективе их количество возрастет. Соответственно, Баку становится важным логистическим узлом в системе транспортных коридоров Китая, благодаря чему растут и инвестиции КНР в инфраструктуру Азербайджана», – заключила Альбина Муратбекова.
Между тем, по мнению австрийского политолога Рудольфа Валеева, Баку успешно форсирует свои отношения и с Евросоюзом, закрепляя их с помощью самых надежных факторов – экономики и энергетики. И хотя недруги Азербайджана, влиятельные центры силы, в течение всего прошлого года пытались рассорить ЕС и Азербайджан, Баку умудрился виртуозно выправить дисбаланс отношений, стать важной и незаменимой константой для многих стран Европы.
«Посмотрите, как много отрицательной, антиазербайджанской риторики звучало в адрес страны, порой даже от первых лиц Евросоюза еще в прошлом году – явно необдуманной и исключительно эмоциональной, за которой проглядывалась рука Парижа и его друзей. Однако на всю эту явно ангажированную политику Баку реагировал максимально выдержанно и конструктивно: не отказывался от диалога, не выдвигал ультиматумов, а только поэтапно и неуклонно продвигал вектор сотрудничества со странами Запада в энергетической сфере.
В результате в целом ряде европейских стран сформировалось мнение, что Азербайджан – один из самых надежных партнеров в энергетике, всегда готовый подставить плечо, позволяющий Европе не зависеть от поставок российского газа и нефти. Азербайджан договаривался, налаживал отношения не с Брюсселем, не с его бюрократическо-идеологическим аппаратом, а напрямую со странами Европы, честно и открыто. Южный газовый коридор стал залогом перезапуска нового этапа не только экономических, но и политических отношений со многими европейскими государствами», – заявил Р. Валеев.