«Ближайшие месяцы будут решающими для мирного соглашения Баку и Еревана» Руслан Сафаров на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с российским политологом и публицистом Русланом Сафаровым.
- Станет ли, по-вашему, эффективной предстоящая встреча глав МИД Азербайджана и Армении в Москве? Возможны ли подвижки на российском треке переговоров?
- Многое будет зависеть от итогов визита премьера Пашиняна в Москву. В Кремле видят армянское «двустулье» с заигрыванием с НАТО, и прием там может быть прохладным. Коротко говоря, Москва свою позицию давно обозначила: делимитация границ по картам конца восьмидесятых (Алма-Атинский принцип), что означает признание Арменией Карабаха в составе Азербайджана, а армяно-иранской границы (а следовательно, и контроль над Зангезурским коридором) под наблюдением России. Для Еревана же это сопоставимо с римским принципом «горе побежденным», поскольку такой мир закрывает «миацумную» страницу истории страны, да еще и увеличивает ее зависимость от Москвы. Официальный Баку все это понимает, и поэтому-то расхождения в вопросах урегулирования с Москвой минимальны.
- Брюссель тоже демонстрирует активность на переговорах Баку и Еревана. Что сулит встреча лидеров в Брюсселе в эти выходные?
- Миссией ЕС в Армении недоволен уже даже Пашинян, понявший, что это очередная вычеркнутая строка в списке армянских надежд на третьи силы. Евросоюзу нужны нефть и газ Азербайджана. Армения же - объект, через который можно поддавливать Азербайджан. Так что, откровенно говоря, ожидания от новой встречи не столь большие.
Говоря о площадках, важно не потерять из виду сам ход дипломатической игры. Ереван опробовал все возможные медиаторные силы. Ответ везде примерно одинаков: Москва свои позиции обрисовала в ноябре 2020-го, США пока припасают Армению, видя в ней ключ к большой войне в регионе (пригодится ли этот ключ, станет ясно уже в течение второго полугодия этого года), Евросоюз в целом не готов глубоко заходить в конфликт - ему важнее соглашения с Баку по ресурсам. Словом, Ереван, видимо, надеется только на случай, который, между тем, может появиться только при большой войне в регионе.
- Все же в какие сроки, на ваш взгляд, возможно заключение мирного соглашения, учитывая неготовность к этому Армении?
- Полагаю, ближайшие месяцы будут решающими. Есть несколько факторов, которые могут дать Армении небольшую надежду. Если они не сыграют, то произойдет наконец подписание мира. В любом случае могу обозначить самую отдаленную дату окончания армяно-азербайджанского урегулирования: декабрь 2025 года. После этой даты мирный договор для Азербайджана будет уже не принципиален – проблема решиться сама собой.
- С какими, по-вашему, инструкциями Пашинян вернётся из Москвы в этот раз?
- Не думаю, что в Москве ему давали ранее или дадут в этот раз «инструкции». Пашинян - не российский проект, это и он, и Кремль подтверждали, что называется, «делом». К нему, как к лидеру союзнического государства, у России много вопросов. И прежде всего по армянскому «двустулью». Это было терпимо для Москвы, но, еще раз отмечу, до открытого заигрывания Еревана с НАТО. В текущих условиях для России это мало приемлемые маневры.