Четыре фактора потери суверенитета Армении Процесс запущен
Появление в Армении миссии Евросоюза обещает стать определяющим фактором из ряда тех, что ведут эту страну к потере суверенитета и распаду. Притом, что три других свое губительное воздействие на развитие РА уже оказали, не хватало, как говорится, малого. Это как в химии: для взрыва в гремучую смесь нужно добавить лишь катализатор. Роль которого в новой европейской миссии должен сыграть «французский десант» - с его появлением распад Армении можно считать неизбежным. Однако разберем по порядку эту «формулу четырех» - как она работает и почему.
Гремучая смесь накапливалась в Армении поэтапно, и каждый базовый фактор так или иначе работал на потерю ее суверенитета.
Итак, фактор первый: 102-я российская военная база. Дислоцирована в Гюмри с 1995 года и во многом определяет зависимость Армении от Москвы. Когда в твоем доме живут вооруженные люди из соседней деревни, хозяином своего дома ты можешь считаться, увы, лишь отчасти.
Фактор второй: Пашинян как причина подрыва армянского суверенитета. Он пришел на волне поддержки американских спецслужб, наводнил Армению американскими НПО, допустил проникновение сюда западной шпионской сети, став опорой негласного присутствия США в регионе. Причем до поры до времени обе силы - США и Россия в Армении как-то уживались. Возникающие разногласия худо-бедно регулировал сам Пашинян, поочередно подмигивая двум сюзеренам и попеременно делая верноподданнические заявления, а порой и предоставляя на откуп те или иные ресурсы страны.
Фактор третий: иранское влияние. «Два подлеца против молодца» - примерно так можно объяснить природу притяжения интересов Тегерана и Еревана, объединившихся против своего главного недруга - Азербайджана. Впрочем, не только феромоны, сближающие армян и иранцев, подчас выше логики – причины неприязни к тюркам уходят далеко в историю, и порой контекст событий достаточно шокирующий. Влияние Ирана на Армению, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов, а с приходом в Ереван «бархатных» правителей там непостижимым образом стали уживаться российские, иранские и американские интересы. Но для взрывоопасного комплекта требовался четвертый компонент.
Фактор четвертый: миссия ЕС, по сути, «французский десант». Новая сила, прибывающая в Армению, грозит вывернуть шаткое равновесие наизнанку, ибо токсичная смесь, которая окончательно разъест армянский суверенитет, практически готова. Прежде всего потому, что Франция, пролоббировавшая отправку масштабной миссии ЕС, в отличие от трех предыдущих акторов, которые уже давно в регионе и настроены работать с Арменией «в долгую», преследует цели несколько иные. Париж намеревается полакомиться «свежатинкой» здесь и сейчас, используя Ереван исключительно как инструмент проникновения в регион. А США, Россия и тот же Иран – для Франции совсем нежелательные конкуренты, заслуживающие лишь одного - устранения. Раздербанить своими действиями Армению на части, заварив неминуемый конфликт всех задействованных сторон внутри самой страны, Париж совсем не против – главное, закрепиться, а там, мол, посмотрим.
В этом смысле Пашинян явно превзошел многих и подставил себя со всеми потрохами, умудрившись продаться западным покровителям дважды: США в 2018-м, а Франции в 2022-м. Как, однако, показывает, мировая практика, подобные схемы до добра не доводят, а двойных агентов зачастую ждет эшафот.
Ну а самое очевидное, что всего лишь один, не задействованный фактор мог бы перевесить все перечисленные и спасти армянское государство. Он реален и не подвержен циничной логике политических игр и сиюминутных интересов. Это здоровое стремление к миру и процветанию. А непременные условия для начала: отказ Армении от территориальных претензий и идей «миацума» в отношении азербайджанского государства, подписание мирного договора, делимитация и демаркация границ и разблокирование коммуникаций, а главное - налаживание полноценных добрососедских отношений с Баку и Анкарой - без вопросов и создания проблем. Казалось, что может быть проще – быть добрее и честнее, заглушить в себе патологические претенциозность и шовинизм, начать жить по-новому. Но, увы, Армения, скорее готова погибнуть, доведя себя до полного самораспада, уйти на дно с камнем неудовлетворенных амбиций армянства и заветного «миацума», чем пойти на мировую с соседями. Что ж – так тому и быть.