Дипломат без ручки Тайный рецепт спасения Армении от Осканяна
Уверенные действия Баку 19-20 сентября привели к окончательному краху армянской мечты в ее коллективной части, той, которая связана с территориальными претензиями к соседям. Азербайджан пресек гигантоманию армян, заставив их наконец задуматься о, собственно, судьбе тех пресловутых 29,800 квадратных километров, которые уже однажды достались им от азербайджанских земель.
И теперь, когда одна часть армянского общества посыпает голову пеплом, а другая думает, что делать со своей страной, на виртуальной армянской рыночной площади с чудным предложением… «спасти арцах» вновь нарисовался уже знакомый нам скоморох - экс-глава армянского МИД Вардан Осканян.
Выступая в прямом эфире в соцсети Осканян заявил, что у него есть план действий по выходу из сложившейся для Армении и «нагорного карабаха» тяжелой ситуации. «Уйди (Пашинян – ред.) и дай спасти родину. У меня есть план - конкретный, расписанный по пунктам. Я не могу об этом говорить публично, но выход есть», – заявил Осканян.
Похоже на знаменитое «Я вам посылку принес. Только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету». Но в отличие от почтальона Печкина у Осканяна и посылки-то никакой нет. Напомню, что еще два месяца назад такая посылка, точнее, ее видимость, у него еще была - в серии интервью он обнародовал детали своего плана. Однако вот незадача – Баку не ждет, пока кто-либо приведет свои гениальные мысли в действие, и устраивает армянской идефикс очередной крах.
И если раньше «план Осканяна» был всего лишь набором армянских «правильностей», то после последних антитеррористических мероприятий завуалированные обещания экс-министра и вовсе смахивают на бред сумасшедшего. Такое впечатление, что где-то у него припрятана волшебная палочка, взмахнув которой он сделает «арцах» great again. Впрочем, Осканян сам же и намекает, где спрятано волшебное средство. Он считает, что Ереван не предпринимает никаких действий для спасения «Нагорного Карабаха», бездействует и игнорирует все месседжи о сотрудничестве с международными партнерами. То есть между делом проталкивает мысль, что именно его связи в международной элите смогут помочь делу.
На фоне тотальной ангажированности западной элиты эта мысль звучит нелепо. Вот представьте, Макрон, Трюдо и прочие не покладая рук пытаются оттяпать от Азербайджана в пользу Армении кусок земли, но по версии Осканяна все они, оказывается, - никто, а где-то там сидит некто Мистер Х, от которого действительно зависит судьба «арцаха». Однако этот Мистер Х, хоть и очень любит армян, по всей видимости, обладает сложным и мнительным характером, а следовательно палец о палец не ударит, пока ему не позвонит лично Вардан Осканян. А тот ему не звонит, потому как не обладает мандатом.
И ведь кто-то этому отставному министру верит. Не так, чтобы многие, но все-таки… И не жаль ему стареньких бабушек, которые так и представляют себе, как Осканян отправляется на переговоры с Джейхуном Байрамовым, а через час выходит из кабинета и, вытирая лоб платком, произносит: «арцах» снова наш. И не благодарите - это был мой долг».
Осканян внушает народу пустые надежды, прекрасно понимая – никто не даст ему никаких полномочий. Во-первых, потому, что не хотят иметь человека из карабахского клана в своей команде (хоть он вроде не карабахский, однако ассоциируется с Кочаряном – ред.), а во-вторых, по той банальной причине – что пользы от него «в деле спасения «арцаха» - никакой. Во всей этой истории он всего лишь играет роль «лица» Кочаряна. Мол, не потеряно оно, это лицо, продолжает строить рожи на пользу армянской идее. Сам Кочарян от выступлений воздерживается по одной простой причине: поскольку он все же лидер оппозиции, его слова обладают большим резонансом, а значит и влекут больше ответственности. Гораздо легче отвлечь внимание публики своим верным солдатом-дипломатом.
К этому можно присовокупить и личное эго Осканяна, желание напомнить о себе как о якобы высоком профессионале, несгибаемом защитнике идеи «миацума» на дипломатическом фронте. Вот его бывший преемник на посту министра при Серже Саргсяне (кстати, такой же с виду плутоватый, как и его босс) Эдвард Налбандян ведет себя более скромно. Не бьет себя в грудь, не стремится с ручкой наперевес на фантастический дипломатический турнир, где решается судьба «арцаха». Тут, как мне кажется, играет роль происхождение Осканяна. Он ведь выходец из Леванта. А эта часть армян взращена французами и просто обязана показать, что круче всех, - это ведь они научили ереванцев любить кофе и шарфы.
Как бы помягче выразиться, Осканян просто говорит. Он один из политических портретов многоликой Армении. При всем богатстве этого музея есть у его экспонатов одно общее свойство – страсть к болтовне. Опустим ладонь в этот пруд и выудим наугад, что попадется – например, эксперт Рачья Арзуманян, депутат Арман Абовян, сумасшедшие из «Сасна Црер», не говорю уже о сбежавших персонажах аномального цирка типа Владимира Погосяна. Самоцель всех этих людей, так же, как и героя нашего материала Вардана Осканяна, их сверхзадача по жизни – побольше наболтать. А витийствовать эти люди любят потому, что толком ничего другого делать и не умеют. Без всякого злорадства замечу, что у армянского общества нет традиций государственности. Потому как если бы они были, то не поддались бы армяне соблазну украсть Карабах. А ведь для переваривания этого куска у Армении не было не только правовых оснований, но и ресурсов государственности. И наоборот, если бы таковые ресурсы были, то самый «мудрый» из армянских политиков - Осканян - уже тогда бы предостерег соотечественников от оккупации. Именно оккупация отвлекла армянское общество от строительства государственности. Вместо того чтобы «осваивать независимость», армянский социум бросил все силы на оккупацию Карабаха, отдав саму Армению на откуп третьим сторонам. Но настоящий экзамен на государственность возникает сейчас. Не случайно многие в Армении ныне рассуждают о том, как им спасти страну.
А ведь Армения уже спасена. Ее спас азербайджанский воин, избавив от карабахского груза. Все, что нужно сделать армянам, это сменить оптику. Осознать тот факт, что свобода от «арцаха» - это и есть независимость, для закрепления которой необходим срочный мир с соседями.
Иначе республика грозит превратиться в маргинальный военизированный террористический лагерь «Армения». Это, возможно, то, чего хотят французы. Когда армяне поймут, что кроме кофе и шарфов ловить от французов нечего, действительно может быть слишком поздно.