«Для Армении Карабах ушел навсегда» Игорь Коротченко на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c генеральным директором Каспийского института стратегических исследований, российским военным экспертом Игорем Коротченко.
- Как вы оцениваете совместное заявление Баку и Еревана от 7 декабря? Можно ли наконец рассчитывать на скорейшее подписание мирного договора?
- На самом деле мы можем расценивать это как прорыв, потому что до этого все переговоры велись исключительно при поддержке посредников и на иностранных площадках. Здесь же – прямые договоренности и достигнутый очевидный успех. Это о плюсах. Однако остается под вопросом один момент, а именно: откажется ли Армения от своего базового принципа, который она пытается протащить в тексте договора уже не один год – отдельное упоминание о проблеме карабахских армян? Азербайджан в ответ на это разумно оппонирует предложением, что тогда давайте укажем также в тексте пункт о 300 тыс. азербайджанцев, которые были насильственным путем изгнаны с территории Армении. И вот тут коллизия: Армения, понятное дело, на подобное предложение не пойдет, как не согласится и Азербайджан на армянский пункт о карабахских армянах, потому что позиция официального Баку заключается в том, что все эти люди являются гражданами страны и сам вопрос – внутреннее дело Азербайджана. Так что есть риск такого переговорного тупика.
Я полагаю, что многое зависит от позиции Пашиняна, и если Ереван, исходя из очевидности real politik, откажется от этого условия, договор может быть подписан. Если полагаться на оптимистические прогнозы о том, что подписание может произойти до конца года, то Алиева и Пашиняна можно будет выдвигать на Нобелевскую премию мира. А если серьезно – ничего, конечно, не мешает заключить договор и в следующем году, главное, чтобы этот факт свершился.
Опять же отмечу, что главный камень преткновения, на мой взгляд – это позиция Еревана. Насколько Пашинян способен, исходя из внутренней политической ситуации и раскладов внутри правящих элит, пойти на этот шаг, взвешивая риски и реальные угрозы возможной дестабилизации ситуации – это важный вопрос. Хотя, с другой стороны, видим, что Пашинян весьма прочно контролирует механизм власти, попытки оппозиционеров и каких-либо других сил организовать его насильственное смещение не удались. Даже когда Карабах полностью перешел под контроль Азербайджана.
Но заявление Пашиняна о том, что он готов, если понадобится, провести досрочные парламентские выборы, скорее всего говорит о следующем возможном сценарии: премьер, наконец, откажется от предусловий в договоре и подпишет его, одновременно объявив о проведении внеочередных выборов и референдуме о доверии к правительству страны. Это позволит ему снять груз ответственности с себя и переложить решение на общество. Посмотрим, как сложится дальнейшая обстановка. Учитывая хитрость и изворотливость Никола Воваевича - все возможно.
Я полагаю, что он все-таки исходит из реалий, как говорится, ситуации «на земле». Как бы его там ни критиковали в стране, он понимает, что дальнейшее упорство по части подписания договора ему ничего не даст. Потому что Карабах ушел для Армении навсегда и каких-либо возможностей спекулировать и педалировать на этой теме у армян уже нет.
- Вы обратили внимание, что в связи с совместным заявлением Азербайджан и Армению поздравили также страны, некоторые из которых еще совсем недавно тормозили переговоры?
- Я думаю, что это определенное лукавство США, Франции, Евросоюза. Мирный договор Баку с Ереваном лишает Запад любых рычагов влияния на Азербайджан. И я думаю, что Запад весьма заинтересованы в том, чтобы он не был подписан, хотя на словах заявляет о другом. Недавно, например, было принято решение увеличить контингент наблюдательной миссии ЕС в Армении – что следует трактовать как враждебное действие против Азербайджана, Ирана и России. Потому что костяк этой миссии составляют кадровые разведчики европейских стран под дипломатическим прикрытием. Прежде всего это французская внешняя разведка DGSE, внешняя разведка Германии BND и другие спецслужбы. Естественно, все они не заинтересованы в стабилизации и мире на Южном Кавказе.
- А Россия?
- Совсем другое дело – Россия. Москва заинтересована в беспрепятственном функционировании транспортных коридоров, потому что считает их важным элементом для формирования мира на Южном Кавказе. Транспортный коридор, который будет проложен через Азербайджан и Иран, решит многие важные проблемы с логистикой.
Россия также настроена на укрепление отношений с Грузией, потому что заинтересована в налаживании полноценного мира в регионе.
- А что касается Зангезурского коридора? Удастся ли продавить этот маршрут через Армению?
- Дело в том, что Азербайджан уже проводит свою часть транзитного коридора через Иран, поэтому Армения может оказаться никому не нужной и лишней. Потому что со свойственной ей настырностью и упорством она подсовывает свой вариант - «Перекресток мира», где на деле будет мировой тупик, где никто не сможет пользоваться логистикой и дорогами – это вытекает из анализа данного проекта. А отсутствие мирного договора с Азербайджаном препятствует восстановлению отношений Армении и Турции, значит такой проект не имеет перспектив. Все инвесторы это видят и понимают. Поэтому если Пашинян не успеет использовать шанс, который ему предоставляется, то Армения попадет в тяжелую ситуацию. Пашинян загнал себя в тупик, и мирный договор с Азербайджаном – единственный выход для него из этого экономического и политического тупика.
- Что будет дальше с армяно-российскими отношениями?
- Отношения Армении и России сейчас можно квалифицировать как «натянуто-прохладные». Пашинян разворачивается на Запад, начались закупки оружия у стран НАТО. Подобная политика Еревана, по всей видимости, будет продолжена и дальше.
Правда, пока Пашинян не будет делать особо резких движений, которые могли бы сильно раздражать Москву, но при этом он будет дистанцироваться от любых политических форматов и встреч в рамках СНГ и ОДКБ. Все кроме экономики, я думаю Ереван поставит на паузу.