«Энергетическое перемирие» и майский дедлайн Что на самом деле готовят Украине?
Свою очередную статью о продолжающейся уже почти четыре года полномасштабной российско-украинской войне я начну немного издалека. Как известно, выборы в Палату представителей США намечены на 3 ноября 2026 года в рамках промежуточных выборов 2026 года во время второго непоследовательного срока президента Дональда Трампа.

Избиратели выберут представителей от всех 435 избирательных округов Конгресса в каждом из 50 штатов, а также пятерых из шести делегатов без права голоса от округа Колумбия и обособленных территорий США. В этот день также состоятся другие федеральные, региональные и местные выборы, включая выборы в Сенат. Победители этих выборов будут работать в 120-м Конгрессе Соединенных Штатов. Это – во-первых.
Второй момент заключается в том, что на внеочередных выборах в Сенат США штата Техас, который является прореспубликанским, победил кандидат от демократов, профсоюзный лидер и ветеран ВВС Тейлор Ремет, который на 14 пунктов обошел свою оппонентку Ли Уамбсгансс, которую поддерживал действующий глава Белого дома. В Демократической партии назвали результат очередным доказательством того, что избиратели все чаще отвергают кандидатов от Республиканской партии и их политику.

Читатель, безусловно, может задаться вполне логическим вопросом: «Как все это связано с российско-украинской войной?» Отвечаю – напрямую, поскольку Дональд Трамп как в ходе своей предвыборной кампании, так и после победы неоднократно обещал закончить это противостояние. Соответственно, если он не добьется этой цели до момента, когда начнется активная предвыборная гонка в Палату представителей, то республиканцы могут потерпеть фиаско, ибо демократы активно будут разыгрывать именно эту карту.
При этом, по оценкам экспертов, приблизительный конечный срок для окончания войны, чтобы данный факт Трамп мог записать себе в актив, 15 мая. В частности, эту дату озвучил ранее депутат Верховной рады Олексей Гончаренко. Отталкиваясь именно от такого расчета, и следует оценивать любые сообщения, звучащие ныне из Москвы и Киева, в том числе и сделанное президентом Украины Владимиром Зеленским заявление в Telegram.

«Провел совещание с нашей переговорной командой перед новым раундом трехсторонних встреч. Ожидаем встречи в ближайшее время, уже в среду и четверг этой недели. Сегодня на совещании были почти все участники переговорной команды, а именно Рустем Умеров, Кирилл Буданов, Сергей Кислица, Андрей Гнатов, Александр Бевз. Давид Арахамия также будет участвовать в переговорах. Согласовал с командой рамки разговора и конкретные задачи. Украина готова к реальным шагам.
Мы считаем, что реально достичь достойного и длительного мира. Мы считаем, что двусторонний документ о гарантиях безопасности с Соединенными Штатами готов, и рассчитываем на дальнейшую предметную работу по документам по восстановлению и экономическому развитию. Рассчитываем и на то, что американская сторона может и в дальнейшем быть решительной в обеспечении необходимых условий для диалога. Меры по деэскалации, которые фактически заработали в ночь на прошлую пятницу, помогают достичь доверия людей к процессу переговоров и возможному результату. Войну нужно заканчивать», – написал президент Украины.

Полагаем, что под словосочетанием «меры по деэскалации» Зеленский имел в виду «энергетическое перемирие». И здесь стоит отметить, что об этом первым заявил Дональд Трамп – официальные Киев и Москва данный факт изначально отрицали или замалчивали. Однако пусть и со скрипом это перемирие работает, и любые попытки поставить это под сомнение вызывают недовольство в Белом доме. Как итог, порой доходит до абсурда. Например, вчера появилось сообщение Минэнерго Украины о том, что Россия возобновила удары по украинской энергетической инфраструктуре, и в результате атак были обесточены потребители в Харьковской, Сумской, Днепропетровской и Черкасской областях.
Однако по прошествии короткого времени Зеленский сильно смягчил это заявление: «За сутки были новые российские обстрелы объектов энергетики в прифронтовых и пограничных общинах, но целенаправленных ударов российских ракет и «Шахедов» по энергетической инфраструктуре не было». Подобное возможно только в том случае, если в Вашингтоне дали понять нежелательность ситуации, при которой действие «энергетического перемирия» будет поставлено под сомнение. Судя по всему, оно реально будет действовать до окончания недельного срока, когда и в России, и в Украине спадут сильные морозы.

И вполне возможно, что к тому времени стороны еще больше сблизят позиции в плане замораживания российско-украинской войны. На наш взгляд, именно по этой причине Зеленский говорит, что войну нужно заканчивать, не детализируя условий, на которых это должно произойти – вместо него это вчера сделал губернатор Николаевской области Виталий Ким, в интервью британскому изданию The Independent призвавший к заключению мирного соглашения.
«Для меня лично победа – это наши границы с 1991 года, где люди счастливы и не погибают, но все очень устали. Поэтому для украинского народа, я считаю, победа – это просто прекращение войны и гарантии безопасности будущего, чтобы наши дети могли иметь ту жизнь, что была до вторжения», – сказал глава Николаевской области, отметивший также, что у Киева «нет времени», и Украина «измотана» войной.
«Российская экономика тоже страдает, и, на мой взгляд, у нее есть пара лет, чтобы видимо начать сокращаться. Думаю, Россия это понимает, но все равно у них есть время, а у Украины – нет. Мы измотаны, и дело не в оружии, не в ракетах, а в людях. У нас всего 40 миллионов человек, и все вымотаны. Наши солдаты не могут сражаться четыре-десять лет», – сказал Ким.

Если зреть в корень его слов, то, по сути, он рассказал о том, как украинскому обществу будут «продавать» замораживание конфликта под видом «победы» – мол, мир дороже территорий. Сам Зеленский открыто этого признать пока не может и не хочет, поскольку у всех на памяти его заявления про «выход на границы 1991 года» и о том, что у Украины было несколько возможностей согласиться на заморозку конфликта на ранних этапах войны и на более выгодных на себя условиях.
Как результат, сейчас мы будем «наслаждаться» тем, как руководство Украины станет продвигать обществу заморозку конфликта, о чем и заявил Ким, который никогда бы не сделал столь громкого заявления, не согласовав его с властями. В рамках мероприятий такого рода будет все – от сетований на недостаточную твердость и поддержку со стороны европейских союзников Киева, включая рассуждения о дефиците оружия и людей, до возможного проведения референдума по вопросу прекращения войны, результаты которого благодаря «правильному подсчету» подтвердят, что большинство украинцев выступает «за».
Последнее может быть сделано, чтобы Зеленский мог вновь выдвинуть свою кандидатуру на пост президента страны. Тем более, он уже заявил, что не исключает такого развития событий. Ведь остаться у власти ему крайне важно, дабы избежать ответственности за очевидный провал в вопросе подготовки к войне с Россией и шокирующие масштабы коррупции во время нее, которая стоила жизни сотням тысяч украинцев, а ближайшее окружение главы Украинского государства на этом сказочно обогатилось.







