«Гарантировать, что новые монте мелконяны не будут заброшены в регион, никто не может» Григорий Трофимчук на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с российским экспертом-международником Григорием Трофимчуком.
- Как вы восприняли, безусловно, знаковые события в нашем регионе – ликвидацию незаконных вооруженных формирований, самороспуск незаконного образования в Карабахе, задержание ее главарей? Как, на ваш взгляд, это отразится на геополитике региона?
- Те, кто возглавлял актированные структуры в Карабахе, быстро, даже по их «законам», сложили с себя всякую ответственность перед своими же людьми, так как слишком тяжело заботиться об огромной «толпе» в сложившихся условиях. Странно, однако, что сами карабахские армяне не выдали своих начальников в руки Азербайджана, ведь жизнь на территории Армении для них отнюдь не подготовлена.
Ну а Баку важно понимать, что именно на него легла практически вся ответственность за регион. Как минимум это Южный Кавказ, а как максимум - все связки, включая Каспий и т.д. США тоже внимательно за этим наблюдают: готов ли Баку к новому для себя формату или следует его потревожить, имея в виду появление новых западных рычагов для воздействия. В конце концов гарантировать, что новые монте мелконяны не будут заброшены в регион (так как самих армян раскачать на такие подвиги очень сложно), никто не может.
- Как вы оцениваете те инструменты, что использует сейчас Азербайджан для развертывания процесса реинтеграции, восстановления и модернизации инфраструктуры? Баку действует абсолютно прозрачно, но можно ли ожидать новых провокаций, обвинений в адрес Азербайджана, которые станут предпринимать Ереван и армянское лобби, другие страны – поборники армянства?
- Провокаций следует ожидать всегда, причем самого серьезного уровня. За слишком быстрым развитием (окончанием) конфликта может скрываться многое. Сам Баку при этом действует ответственно и осторожно, на этом непростом этапе его крайне сложно в чем-то обвинить, даже если сильно кому-то захочется. Внутри США уже наблюдается активность армянского лобби, причем тоже на самом серьезном уровне. Одна из его задач – запустить антиазербайджанские санкции. Но пока что и это сделать крайне сложно, так как для таких шагов требуется повод. Но повода пока нет. Казалось, это может быть связано со взрывом цистерны с горючим топливом в Карабахе для отъезжающих карабахских армян, но за этот взрыв пока как-то никто не зацепился. Поэтому процесс реинтеграции со стороны Баку идет по плану - ему ждать теперь некогда, укрепляться надо сразу и во всех смыслах.
Что касается уехавших из Карабаха армян, то им могли дать такую негласную команду, с дальним прицелом. Отсюда такое «зашкаливающее» число. Могу сказать, что в Армении, видимо, нет настоящих политиков, иначе бы Ереван, наоборот, мог дать команду, чтобы все карабахские армяне оставались на своих местах и требовали наилучших преференций. Тем самым попытавшись создать Азербайджану новую проблему, так как в этом случае людское ядро «арцаха» оставалось бы на месте и за его благополучием следил бы весь мир, как за аквариумом. Но эта тема уже ушла, хотя такой вариант теоретически тоже был вполне вероятен в качестве стратегического плана.
При этом налицо другой аспект: авторитет Азербайджана стремительно вырос не только в масштабах региона, но и во всем мире. Азербайджан стал ключевой страной на Южном Кавказе, от которой теперь зависят действия многих других государств, включая Иран.
- Существует точка зрения, что Россия не вмешивалась из-за антироссийской политики Еревана. Это так или все сложнее? Как будут дальше развиваться российско-армянские отношения?
- Это могло быть на начальном этапе, когда Пашинян вламывался во власть с улицы. Кстати, почему армяне забыли такое «гордое» словосочетание, как «бархатная революция»? Как-то не попадается оно теперь на глаза. Тогда у кого-то в РФ вполне могло возникнуть желание поставить его на место. Но не теперь, в 2023 году, когда резко развивающийся процесс с Карабахом уже влияет на стратегическое положение самой Москвы. Ведь многие начинают говорить о том, что Россия будет вынуждена уйти с Южного Кавказа, и вопрос здесь не только в миротворцах. К тому же раз нет четко установленных мирным армяно-азербайджанским договором границ, то нет и окончания процесса. Тем более что не решен еще вопрос о коридорах, проходящих по территории Армении, которые были утверждены Трехсторонним заявлением 2020 года. Поэтому армяно-азербайджанские отношения «развиваются» дальше, и этому пока не видно конца, тем более что, как и с Карабахом, под это «развитие» положена юридическая база. Баку, физически заходя в Карабах, ни в коем случае не рвал тот документ.
Российско-армянские же отношения зависят от того, насколько глубоко Ереван позволит США зайти внутрь себя. Но все стороны отдают себе отчет в том, что сегодня на дворе еще не невоенный 2020-й, а уже 2023-й в полный рост, поэтому многие региональные проблемы на постсоветском пространстве решаются иначе. Это я так мягко формулирую, но думаю, все понимают, о чем речь.
При этом сам Пашинян непрерывно усиливает связь с Западом. Началось это, напомню (а то многие могли забыть), сразу же с состава пашиняновского правительства, куда вошли все питомцы западных некоммерческих институтов. Тогда их перечисляли прямо по списку, с указанием гнёзд, откуда они появились. А уже ближе к сегодняшнему дню такие кадры Пашиняна, как, например, заместитель председателя Конституционного суда Григорян, ездят в Лондон для встречи с западными представителями, чтобы, во-первых, договориться о размещении там своих капиталов, а во-вторых, чтобы найти рычаги для новой дестабилизации Карабахского региона. При этом пашиняновской группе уже сейчас придется платить армянскими деньгами за реализацию этих планов. Не стоит лишний раз напоминать о том, что тот же Григорян учился в тех же примерно местах, а не далее как летом ездил туда на отдых всей семьей, прикрываясь релаксацией для решения подобного рода вопросов. В общем, армянское правительство «имени 2018 года» активно работает до сих пор, причем и на этот раз теми же самыми «бархатными» методами.
- Удастся ли в ближайшем будущем реализовать глобальный проект Зангезурского коридора через Армению - кто тут в действительности за, а кто против и как пойдет процесс?
- Это зависит от самого Азербайджана. Если он не будет терять скорость, которая была задана Карабахом как таковым, то внешнеполитическая обстановка может сложиться для Баку достаточно благоприятным образом. Но придется действовать на фоне известной армянской игры, где Пашинян будет и дальше следовать своей излюбленной привычке: типа согласен на всё, готов на переговоры, готов всё подписать, но не прямо сейчас, и т.п. Армения, как известно, оспаривает само понятие «Зангезурский коридор», указывая, что, мол, именно такой конкретики в заявлении от 2020 года не было. При этом Москва никогда не тормозила это словосочетание и не оспаривала его. Турция при этом не педалирует процесс, внимательно следя за происходящим и лишь отмечая, что если что, то пока можно проложить и другие коммуникации. Однако Анкара вряд ли откажется от идеи именно Зангезурского коридора, так как все заменители, связанные с приграничной его версией, не дают нужного эффекта. Так что, на мой взгляд, у Баку есть реальный шанс.
В общем, с коридором, как и с Карабахом, всё решит точно выбранное время, одна секунда для точного шага. Если эта условная секунда будет выбрана неточно, оппоненты Азербайджана могут использовать это, что называется, по полной программе. Сама Армения войной на Азербайджан из-за коридора не пойдёт, так как понимает, что в таком случае даст ему прямой шанс на «Иреван». Тегеран, конечно, при этом может сделать какое-то заявление, но и здесь, что называется, против заявления 2020 года не попрёшь - оно коридор «освятило». Наверное, Москве в форс-мажорных условиях ноября 2020 года некуда было деваться, но теперь это уже неважно.
- Ряд политологов, в том числе российских, высказывают точку зрения, что успешный и в целом поддержанный внешними игроками финал сепаратистского образования в Карабахе - лишь пролог к развязыванию новой масштабной войны на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, эпицентром которой станет Иран, выступивший против коалиции США – Израиль - арабские страны, к которой могут попросить присоединиться и Азербайджан…
- Азербайджан, как уже было отмечено, вышел на новый уровень, и даже не региональный, а геополитический, и теперь ему выбирать - участвовать или нет в той или иной группе, структуре, коалиции, с учетом, конечно же, своего основного принципа неприсоединения. Примерно уже ясно, куда будет смотреть Азербайджан. Если Запад будет давить на Баку, то преимущественный курс – на Восток (Китай и др.). Но в таком случае Азербайджан окажется западным форпостом Большой Азии. Думаю, при всех плюсах и минусах Баку будет усиливать интеграцию со странами Центральной Азии, создавая большой общий регион, связывающий также Каспий и Южный Кавказ. Во всяком случае это логично напрашивается. Но воевать за новую систему так или иначе придется. Турция и Израиль при этом очень важные партнеры для Баку, которые были выбраны заранее, задолго до всех событий.
Что же касается всего постсоветского, евразийского поля в целом, то надо сказать, что Азербайджан является одним из основных претендентов на то, чтобы сохранить себя как успешное государство и после окончательного, «второго развала СССР», как я это назвал когда-то. Так как неразваленных здесь, целых и суверенных останется совсем немного.