Греция начала милитаризацию островов Эгейского моря
Греция объявила о радикальных планах по размещению так называемых «самодостаточных» армейских подразделений на островах Эгейского моря, некоторые из которых расположены всего в 1575 метрах (5165 футов) от Турции.
Как пишет Daily Sabah, этот план, являющийся частью так называемой «Повестки дня 2030», направлен на то, чтобы сделать передовые формирования практически автономными, способными самостоятельно выращивать продовольствие, вырабатывать энергию и действовать без необходимости получать приказы или снабжения от центрального командования.
Этот шаг, в первую очередь направленный на противодействие турецким элементам и одновременное обеспечение контроля со стороны Греции в Эгейском море, вызывает ряд опасений у Турции и несет в себе риск спровоцировать ответную реакцию, способную нарушить и без того хрупкое равновесие между соседями Восточного Средиземноморья.
Отставной контр-адмирал Джихат Яйджы, видный создатель морской доктрины Турции «Голубая родина», назвал этот план «явным нарушением международного права» и «новым проявлением беззаконного подхода Греции».
Лозаннский договор 1923 года и Парижский мирный договор 1947 года предоставили Греции суверенитет над 23 островами только при строгом условии, что они сохранят невоенный статус.
«Греция нарушила само условие, при котором был передан суверенитет», — заявил он в эксклюзивном интервью Daily Sabah, указав на незаконность размещения военных активов, аэропортов, танков и систем борьбы с беспилотниками.
«Эти события следует рассматривать не как отдельные меры по укреплению обороны, а как часть более масштабных усилий по подрыву невоенного статуса островов посредством использования гражданских лиц и псевдогражданских структур», — добавил Яйджи. «Это открывает возможность для оспаривания суверенитета Греции над этими островами в соответствии с международным правом».
Хотя Турция давно выражает обеспокоенность по поводу милитаризации островов в Эгейском море, Яйджы подчеркнул, что новая греческая доктрина сигнализирует о беспрецедентном переходе к оперативной независимости, вызывая не только правовые опасения, но и потенциальные угрозы безопасности.
«Этот шаг Греции является прямым проявлением агрессии, — заявил он. — Он не имеет ничего общего с добрососедскими отношениями или солидарностью внутри НАТО».