Грузия против внешнего давления: протесты и геополитические перспективы Статья Владимира Цхведиани
Еще одна попытка Запада и прозападной оппозиции организовать в Грузии «майданный» переворот, приуроченная к избранию нового президента, провалилась. Грузинские власти и правоохранительные органы, своевременно «точечно» обезвредив часть организаторов беспорядков, все же добились того, что акции протеста вернулись в относительно «мирное» русло и в очередной раз стали угасать.
Если вечером 14 декабря, в день избрания новым президентом Грузии Михаила Кавелашвили, из-за наличия манифестантов власти все же не стали организовывать на проспекте Руставели детский праздник и зажигать новогоднюю ёлку, то через два дня такое мероприятие у них получилось без особых проблем. За это время протесты явно пошли на убыль, и вечером 16 декабря в Тбилиси зажгли новогоднюю ёлку и уличную иллюминацию. На следующий день, 17 декабря, акции оппозиции были ещё более малочисленные.
Как отметил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, власти Грузии сделали всё, чтобы сценарий, который произошел в Украине, не повторился в стране. «Именно этим мы и занимались, особенно последние три года. Мы сделали всё, чтобы сценарий, который был реализован в Украине, не повторился в Грузии. Всё началось в 2013 году с «Майдана», за ним последовала первая война через несколько дней после окончания «Майдана», позже последовала вторая война, и сегодня наша дружественная Украина уничтожена, примерно одна четверть населения покинула страну или стала вынужденным переселенцем. Погибли сотни тысяч украинцев. Грузинское общество более опытное, и поэтому при его поддержке мы смогли избежать важных угроз для Грузии и, прежде всего, смогли избежать войны», — заявил Ираклий Кобахидзе.
Однако пока опасность дестабилизации ситуации в Грузии никуда не исчезла. Напомним, что оппозиция после парламентских выборов 26 октября уже как минимум 2 раза пыталась разжечь «майдан», причем в последний раз именно с силовым противостоянием. Не факт, что оппозиция и Зурабишвили не пойдут на следующую попытку, которая вполне может быть приурочена ко дню инаугурации нового президента 29 декабря.
Объявившая себя «единственной легитимной властью» уходящий президент Саломе Зурабишвили отказывается признать как легитимность выборов нового президента, так и новый парламент и продолжает вместе с оппозицией ультимативно требовать новых выборов под внешним контролем, в противном случае угрожая кровопролитием.
«Зурабишвили заявила, что единственный мирный путь для Грузии – это новые выборы. Таким образом, она пригрозила большинству населения Грузии кровопролитием, если они не откажутся от выбора, сделанного 26 октября. На протяжении нашей независимости мы видели много плохого, но впервые являемся свидетелями того, что нынешний президент Грузии угрожает населению кровопролитием», – заявил спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили.
Оппозиция и Зурабишвили по-прежнему надеются на внешнее давление на грузинские власти. Но пока «страшные санкции», которыми Евросоюз грозил Грузии за ее «непослушание», оказываются не слишком болезненными. Евросоюз еще недавно грозился отменить безвизовый режим для всех граждан Грузии, но сейчас в ЕС собираются приостановить безвизовый режим лишь для обладателей дипломатических паспортов. Об этом решении, принятом 16 декабря на специальном заседании Совета министров иностранных дел ЕС, сообщила Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Кая Каллас, заявив, что Еврокомиссия в ближайшую неделю сделает соответствующее предложение странам — членам ЕС, которые затем должны будут утвердить его. Дипломатические паспорта есть всего у нескольких сотен человек (членов правительства, дипломатов, высокопоставленных сотрудников министерств и ведомств), и большинство граждан Грузии это решение, которое еще нужно утвердить, никак не заденет.
«Ничего особенного. Единственный негативный вопрос, который у них на столе лежит, это введение визовых ограничений на диппаспорта, и то после определенного времени. Конечно же, и это крайне недружественный, антигрузинский шаг. Надеемся, что в конечном счете в ЕС изменятся позиции конкретных политиков и бюрократов. Мы надеемся, что определенные изменения произойдут в политике ЕС, особенно после 20 января. А остальное подождет», — прокомментировал решение по дипломатическим паспортам премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, намекнув, что после назначенной на 20 января 2025 года инаугурации нового президента США Дональда Трампа многое может измениться в позитивную для Грузии сторону. И даже уже сейчас против введения санкций ЕС в отношении Грузии выступают Венгрия и Словакия.
При этом 18 декабря Европарламент предоставил трибуну Саломе Зурабишвили. Она повторила здесь свои ультиматумы к законной грузинской власти относительно проведения новых выборов. Хотя в распространенном Европарламентом накануне выступления Зурабишвили пресс-релизе и говорилось, что «президентский срок Зурабишвили заканчивается 29 декабря, и новый парламент Грузии недавно назначил Михаила Кавелашвили ее преемником», совсем не исключено, что Запад не пойдет на организацию в Грузии двоевластия.
Для того чтобы предотвратить подобное развитие событий, мало выдворить Зурабишвили после 29 декабря из президентской резиденции в Тбилиси. Правительству Грузии важно не допустить новых провокаций и деструктивных действий уходящего президента при помощи внешних «кураторов». Нельзя исключать того, что эта уроженка Франции вместе с оппозиционными лидерами попытается создать где-нибудь на территории Грузии «очаг неповиновения» законным властям и, объявив здесь себя «единственной легитимной властью», попытается сформировать параллельные властные и силовые структуры.
Если «на европейском направлении» у властей Грузии ситуация пока напряженная, то «на российском направлении» все складывается для «Грузинской мечты» самым наилучшим образом. Заместитель главы российского МИДа Михаил Галузин уже заявил, что Россия готова к продолжению нормализации отношений с Грузией, если к этому готово ее руководство, и готова учитывать грузинские интересы.
Понятно, что главным интересом Грузии остается возвращение Абхазии и Цхинвальского региона. И здесь всё идёт к тому, что Россия этот интерес Грузии начнет учитывать. Российские СМИ и соцсети в восторге от нового президента Грузии и обязательно вспоминают, что он обладатель титула чемпиона России по футболу 1995 года. Антигрузинские и грузинофобские публикации сошли почти на нет. Наоборот, в российских соцсетях и СМИ развернулась беспрецедентная кампания против абхазских сепаратистов. Российским гражданам напоминают, сколько потратила РФ на Абхазию, сколько вложила денег, сколько обеспечивала всем за свой счет, в том числе и бесплатно поставляла многие годы в Абхазию электроэнергию. И в «благодарность» за это РФ получила «майдан» в Сухуми, антироссийские настроения и отказ от инвестиционного соглашения. Призывы «вернуть неблагодарную Абхазию Грузии» среди пользователей соцсетей в РФ раздаются все громче.
Интересно, что сами абхазские сепаратисты невольно своими новыми претензиями только подталкивают Москву к возвращению Абхазии в состав Грузии. Так, пытаясь «изыскать дополнительные источники финансирования», в Сухуми начали говорить о том, что надо «национализировать» проходящую через территорию Абхазии ЛЭП «Кавкасиони», по которой осуществляется переток электроэнергии из Грузии в Россию и обратно, и брать за это деньги.
ЛЭП «Кавкасиони» соединяет Ингури ГЭС с Краснодарским краем РФ и проходит через Абхазию. По данной ЛЭП Грузия экспортирует излишки электроэнергии, производимой на своих ГЭС, в Россию и восполняет оттуда дефицит электроэнергии зимой. ЛЭП владеет российско-грузинская компания «Сакрусэнерго». Акционерами АО «Сакрусэнерго» являются с одной стороны Грузия, которой принадлежит 50% акций компании, а со стороны Российской Федерации – публичное акционерное общество «Федеральная Сетевая компания Единой энергетической системы» (ПАО «ФСК ЕЭС»), которой принадлежит тоже 50% акций компании.
Возникает вопрос: если, сотрудничая в сфере электроэнергетики, Грузия и Россия вполне могут обходиться без «прокладки» в виде сепаратистского режима, то почему нельзя без него обойтись в других сферах? Ведь все равно из-за позиции сепаратистов в ту же Абхазию, в отличие от неоккупированной территории Грузии, Россия не может осуществлять нормально инвестиции, а вынуждена лишь как «в черную дыру» тратить деньги на поддержку сверхкоррумпированного сепаратистского режима, не получая никакой выгоды взамен.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az