Иранские прокси атакуют Запад. Ответят ли США? Статья Politico
На сайте Politico опубликована статья, посвящённая эскалации напряженности между США и Ираном. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Напряженность на Ближнем Востоке растет после того, как Вашингтон пообещал ответить на атаку, совершенную поддерживаемыми Ираном боевиками. В результате данной эскалации погибли трое американских солдат.
Конфликты в регионе резко обострились после начала войны между Израилем и ХАМАС в октябре. Но означает ли это, что возможна более масштабная война?
Воскресный удар, который, по словам американских официальных лиц, был нанесен по базе в Иордании поддерживаемой Ираном группировкой, произошел в то время, когда возглавляемая США военно-морская коалиция борется с хуситами в Красном море.
Весь регион Ближнего Востока теперь готовится к новым вспышкам насилия.
Ответят ли США?
В своем обращении после нападения в Иордании президент США Джо Байден возложил вину на «поддерживаемые Ираном радикальные группировки, действующие в Сирии и Ираке», и пообещал нанести ответный удар в то время и в том месте, которые выберут.
Иран отрицает свою причастность, заявляя, что группировки в регионе «не получают приказов от ИРИ». За последние десятилетия прямой конфликт между Ираном и США неоднократно мог разразиться, но стороны его всегда избегали.
Внутриполитические соперники Байдена обвиняют Белый дом в том, что он делает недостаточно для сдерживания Тегерана.
«Наши военные стали лёгкой добычей, - заявил сенатор-республиканец Том Коттон. - Единственным ответом на эти атаки должно быть сокрушительное возмездие против террористических сил Ирана, как в самой стране, так и на всем Ближнем Востоке».
Однако, находясь у власти, и республиканцы, и демократы избегают прямой конфронтации с Ираном. Бывший президент США Дональд Трамп угрожал напасть на ИРИ во время своего президентского срока, но так и не сделал этого. Он только ввел санкции против Тегерана и нанес удары по его прокси. Тем не менее, в 2020 году Трамп отдал приказ о нанесении авиаудара по Багдаду, в результате которого был убит командующий силами «Аль-Кудс» Касем Сулеймани. Тегеран пригрозил жёстким ответом, но в итоге отступил.
Исследователь из аналитического центра IFRI Элоиза Файе считает, что США вряд ли нанесут прямой удар по Ирану, если только не будет доказано, что Тегеран отдал приказ о нападении.
«Ответом США, скорее всего, станут удары по прокси Ирана», - сказала она.
Так считает и бывший сотрудник американской разведки и директор по вопросам глобальной безопасности в аналитической компании Flashpoint Эндрю Борен.
«Расчет рисков, связанных с войной с Ираном, будет непростым и должен включать оценку любого ядерного потенциала ИРИ, а также дальнейших действий режима, - сказал Борен. - Это также потребует оценки позиций партнеров и союзников Америки в регионе, таких как Саудовская Аравия, Иордания, Турция, Израиль и Египет».
Поддержат ли Вашингтон его союзники?
За исключением Великобритании - вряд ли кто-то поддержит. Растет консенсус, что без общей стратегии и с разными интересами в регионе союзники США в Европе не будут активно участвовать в этом процессе.
«Европейские страны не заинтересованы в крупном конфликте с Ираном на Ближнем Востоке, - сказала Файе. - Европа должна быть обеспокоена, но трудно заниматься этим одновременно с Украиной, поэтому, скорее всего, европейцы оставят США решать эти проблемы самостоятельно».
Но это не значит, что они не примут никаких мер. Италия, Германия, Бельгия и другие страны ЕС пообещали направить корабли для патрулирования Красного моря, а министры иностранных дел стран-членов должны провести встречу 19 февраля, чтобы обсудить миссию ЕС в регионе.
США и Великобритания нанесли многочисленные удары по хуситам в Красном море и оставили за собой право предпринять дальнейшие действия, если танкеры, использующие этот водный путь, продолжат подвергаться атакам.
Как кризис влияет на энергетику?
Красное море - один из важнейших путей для транспортировки нефти и газа, но пока влияние кризиса на энергетические рынки ограничено - даже несмотря на то, что крупные судоходные компании приказали судам идти длинным путем вокруг мыса Доброй Надежды, а не через Суэцкий канал.
Однако в минувшую субботу танкер, принадлежащий транснациональной компании Trafigura, был сбит ракетой на выходе из Красного моря, что стало самым масштабным нападением йеменских хуситов на нефтеналивное судно. Хотя экипаж не пострадал, а судно было отконвоировано в безопасную гавань, этот инцидент подчеркнул растущую опасность для энергетических рынков.
Более радикальным вариантом для Ирана было бы закрытие Ормузского пролива, который соединяет Персидский залив с Индийским океаном и на который приходится около пятой части мирового нефтяного трафика. Глава Немецкой ассоциации судоходства Мартин Крёгер считает, что такой шаг будет иметь серьезные последствия для европейской и мировой энергетики.
Почему пострадали поставки продовольствия?
В отличие от нефти и газа, скоропортящиеся продукты нелегко перенаправить в обход мыса Доброй надежды, что увеличивает время транспортировки до трех недель. Это означает, что свежие продукты рискуют сгнить по пути в Европу. Так считает гендиректор британского Института экспорта и международной торговли Марко Форджионе. По его словам, если конфликт продолжится, то это может повлиять на поставки на континент - от мяса до чая и кофе.
Особенно сильно пострадали средиземноморские страны, такие как Италия, Греция и Кипр, которые ранее извлекали выгоду из быстрого доступа к Суэцкому каналу.
Могут ли США занять более жесткую позицию?
Хотя масштаб и цель обещанного Байденом ответа пока не ясны, любой односторонний шаг, скорее всего, вызовет отпор со стороны ключевых союзников на Ближнем Востоке, которые опасаются развязывания региональной войны.
Саудовская Аравия настаивает на сдержанности в отношениях с Тегераном и опасается экономических издержек.
Проблема заключается в том, как нанести ответный удар, не рискуя вызвать эскалацию со стороны Ирана и его прокси в регионе. И наоборот, бездействие – особенно после того, как Байден сказал, что отомстит за смерть трех американских солдат – сделает его уязвимым перед Трампом.
«Руководство Ирана, вероятно, рассчитывает, что США не станут принимать ответные меры, которые могут привести к эскалации напряженности на Ближнем Востоке и разжечь общерегиональный конфликт», - сказал бывший заместитель директора национальной разведки США по Ближнему Востоку Джонатан Паникофф, - Но Америке, возможно, придется принять более масштабные ответные меры, чтобы восстановить факторы сдерживания, - говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли