«Израиль будет вести войну до решения проблем безопасности на севере и юге» Константин Пахалюк в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с российско-израильским экспертом Константином Пахалюком.
— Президент ИРИ Масуд Пезешкиан сказал, что согласие Израиля на прекращение огня в секторе Газа и Ливане может повлиять на решение Тегерана об ответных мерах в отношении еврейского государства после атаки 26 октября. Как вы думаете, как поступит Израиль? Может ли состояться этот торг?
— Этот торг давно пытаются навязать Израилю, но его позиция сейчас — делать всё, чтобы на земле уничтожать иранские прокси. Никакого смысла прекращать огонь, чтобы предотвратить иранскую атаку, нет. Предыдущие атаки были не особо эффективными, а в ходе ответного рейда была вынесена иранская ПВО.
— То есть война будет иметь продолжение?
— Израиль намерен вести войну до тех пор, пока не будут решены обе проблемы безопасности на севере и юге: «Хезболла» в приграничных районах и само существование ХАМАС. Однако ключевой вопрос для урегулирования: каковы будут политические параметры замирения? Если более просто — кто будет платить за восстановление cектора Газа и какую роль там будут занимать сами палестинцы.
— А вы как полагаете?
— Я все же надеюсь, что удастся создать условный международный консорциум (что, собственно, и предполагает план Нетаньяху по Газе) участников восстановления, которые будут платить и зарабатывать на этом.
— Результаты выборов в США могут как-то повлиять на это?
— Стратегически, чтобы исход означал разворот на 180 градусов, нет. Но Трамп более произраильский.
— Думаете, он может начать войну c Ираном в случае своего избрания?
— Иран не пойдет на большую войну, он будет ее избегать. Сейчас его цель — не втянуться в войну, но как-то спасти остатки своих прокси и влияния. В моем понимании Тегеран будет все же стремиться избежать эскалации. Как и Израиль.
— США заинтересованы в продолжении эскалации на Ближнем Востоке?
— Я не вижу причин, почему они должны быть в этом заинтересованы.
— А кому нужен ближневосточный пожар?
— Изначально конфликт был нужен ХАМАС, чтобы сделка Израиля и Саудовской Аравии не похоронила их «силовой бизнес». Ситуация пошла не по плану, как мы видим. В целом большой конфликт выгоден России, поскольку перенапрягает США и позволяет ей самой усилить позиционирование в исламском мире.
— Ясно. Как долго еще, по-вашему, продлится война в Газе?
— Я не даю прогнозов, поскольку гражданский эксперт не может прогнозировать действия армии. Единственно, мы знаем, что контртеррористическая / контрпартизанская война может идти долго.
— И напоследок. Допускаете ли вы военное столкновение США и Китая вокруг Тайваня в случае избрания президентом Дональда Трампа?
— Мне хотелось бы верить в рационализм обоих игроков.