Катаргейт: Шок, гнев и предательство охватили группу социалистов и демократов Перевод Caliber.Az
На сайте Politico опубликована статья, посвящённая коррупционному скандалу «Катаргейт», потрясшему Европейский парламент. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
По мере того, как всплывают новые подробности о разрастающемся коррупционном скандале, социалисты Европейского парламента настороженно присматриваются к своим коллегам и помощникам, гадая, кто из предполагаемых союзников может оказаться лжецом.
Географические разногласия внутри Социал-демократической фракции (S&D) Европарламента уже давно разжигают недоверие. Члены группы расходятся во мнениях относительно того, насколько решительно следует защищать парламентариев, замешанных в скандале. Другие высказывают недовольство тем, как руководство группы в течение нескольких месяцев справлялось с беспокойством, вызванным их депутатом Евой Кайли, которая сейчас находится под стражей в ожидании суда.
Публично группа проявила необычную солидарность с евродепутатами во время так называемого скандала «Катаргейт», который связан с обвинениями в том, что иностранные государства подкупали законодателей ЕС. Глава S&D Ираче Гарсия выдвинула амбициозное предложение по реформе этических норм и начала внутреннее расследование, не вызвав открытого протеста против своего руководства. Однако пока левоцентристская часть парламента размышляет над тем, как вернуть доверие общественности в преддверии выборов в ЕС в следующем году, доверие между самими членами парламента явно пошатнулось.
Депутаты Европарламента от S&D борются не только с чувством личного предательства, но и с опасением, что коррупционные связи могут разрушить многообещающие предвыборные перспективы.
«Мы совершенно не знали, что происходит», - сказала Гарсия, поклявшись, что внутреннее расследование группы выяснит, что пошло не так.
«Самое мрачное пленарное заседание»
Шок, гнев и предательство охватили 145-местную фракцию в начале декабря прошлого года, когда бельгийская полиция начала арестовывать высокопоставленных представителей S&D, среди которых были бывший итальянский евродепутат Пьер Антонио Панцери и евродепутат от Греции Ева Кайли, которая едва завершила год работы в качестве одного из 14 вице-президентов парламента.
«Разоблачение «Катаргейта» стало настоящим потрясением для сотрудников и евродепутатов S&D, - сказал представитель S&D. - Многие почувствовали себя преданными, их доверием злоупотребили. Любой, кто когда-либо становился жертвой преступников, поймет, что требуется время, чтобы восстановиться после такого опыта».
Когда члены S&D собрались на заседании парламента в Страсбурге через несколько дней после первых арестов, мало кто воспринял это так тяжело, как председатель группы Гарсия, которая в какой-то момент разрыдалась, по словам трех присутствовавших.
В Страсбурге группа продемонстрировала полное отсутствие желания наблюдать за ходом судебного процесса, поддержав предложение об отстранении Кайли от должности вице-президента. (Она продолжала отстаивать свою невиновность).
Руководство группы также оказывало давление на евродепутатов, которые каким-либо образом были связаны с лицами, замешанными в скандале для того, чтобы заставить их отказаться от работы в органе ЕС, даже если им не предъявлено никаких обвинений.
«Конечно, это было самое мрачное пленарное заседание из всех, что у нас было, - сказал австрийский евродепутат от S&D Андреас Шидер, занимающий высокий пост в комитете, которому поручено бороться с иностранным вмешательством после «Катаргейта». - Но мы быстро приняли правильные меры».
Группа S&D быстро исключила Кайли и двух других евродепутатов, которые позже были привлечены к расследованию. Но теперь многие парламентарии S&D задаются вопросом, как так получилось, что группа людей оказывала такое влияние на всю группу социалистов, как Кайли так быстро поднялась до поста вице-президента, и как коррупционная деятельность оставалась незамеченной в течение многих лет.
Как одна семья
Глубокие межличностные связи между обвиняемыми и остальными членами группы сделали скандал очень болезненным для группы S&D.
В ходе первоначальной проверки бельгийские власти задержали не только Панцери и Кайли, но и партнера Кайли Франческо Джорджи, который много лет работал на Панцери. Внезапно под подозрением оказался каждый бывший помощник подозреваемого. Позже Панцери заключил сделку со следствием, предложив рассказать о том, кого подкупил, в обмен на смягчение наказания.
Сменившая Панцери на посту главы парламентской комиссии по правам человека в 2019 году Мари Арена также оказалась под пристальным вниманием: ее дружба с предшественником была настолько тесной, что она была замечена в качестве сопровождающей на свадьбе его помощницы. Согласно юридическим документам, еще один евродепутат от S&D Алессандра Моретти также была связана с расследованием.
Всплывшие фотографии главы кабинета Гарсии Лоры Балларин с Джорджи и Кайли стали явным доказательством того, насколько тесно обвиняемые были связаны с высшим руководством группы.
Что еще хуже, спустя примерно три месяца скандал в основном остался в пределах партии S&D. После первой волны арестов было задержано еще два депутата - Андреа Коццолино от Италии и Марк Тарабелла от Бельгии. Последний известен тем, что раздавал рождественские подарки сотрудникам парламента в рамках акции Святого Николая. Оба были исключены, как и Кайли. Однако они продолжают настаивать на своей невиновности.
Белые и пушистые
Эти события оказывают давление на Гарсию, которую в Брюсселе рассматривают как преемника премьер-министра Испании Педро Санчеса. Однако ей не всегда удавалось использовать этот альянс в Брюсселе. Ярким примером является закулисная сделка, которую заключили политические группы при назначении нового генерального секретаря парламента Алессандро Кьоккетти - выходца из правоцентристской Европейской народной партии. Гарсия вышла из переговоров практически с пустыми руками, ЕНП (Европейская народная партия) маневрировала вокруг нее, а группа «Левые» добилась назначения совершенно нового генерального секретаря.
Кайли, представляющая небольшую делегацию греческих социалистов из двух человек, также не получила бы согласия стать вице-президентом в 2022 году без поддержки Гарсии и испанских социалистов.
В 2023 году S&D успешно продвинула на место Кайли прогрессивного люксембуржца Марка Анхеля, отбив попытки других левых и ультраправых групп занять одно из мест S&D. Еще одним шагом, направленным на стабилизацию деятельности партии была замена Мари Арены в подкомитете по правам человека опытным немецким евродепутатом Удо Бульманом.
В попытке перейти в наступление социалисты опубликовали план по этическим нормам, состоящий из 15 пунктов (опередив секретный план председателя парламента правоцентристов из 14 пунктов). Он требует, чтобы все евродепутаты от S&D и их помощники раскрывали информацию о своих встречах и настаивает на защите информаторов в парламенте. Там, где это законно, группа обязуется придерживаться этих стандартов.
Представители группы говорят, что эти результаты были достигнуты с большим трудом. Группе, в которую входят представители 26 стран ЕС, пришлось преодолеть культурные и географические разногласия в вопросе о том, как бороться с коррупцией.
«Проведение внутреннего расследования вначале не было поддержано всеми, но мы обговорили этот вопрос», - сказала депутат Габриэле Бишофф, рассказывая о ежедневных совещаниях, которые продолжались до самого Рождества.
Идея привлечения игроков со стороны для проведения внутреннего расследования также вызвала споры. В конце концов в середине января группа объявила, что бывший евродепутат Ричард Корбетт и член правления Transparency International Spain Сильвина Басигалупо возглавят расследование.
Евродепутаты от S&D говорят, что все еще ощущается некая тревога: некоторые обеспокоены тем, что «чистка» была проведена недостаточно хорошо, в то время как другие охотно готовы защитить обвиняемых.
Некоторые партийные активисты задаются вопросом, не была ли реакция слишком резкой.
Например, политическое будущее Арены находится под вопросом несмотря на то, что против нее не было выдвинуто никаких обвинений. После растущего давления по поводу ее связей с Панцери, кульминацией которого стал отчёт Politico о ее незадекларированной поездке в Катар, Арена официально вышла из состава подкомитета по правам человека.
Другие же евродепутаты смотрят на своих коллег с некоторым подозрением.
Депутат от Германии Репази сказал, что он устал от «коллег, которые, кажется, лгут в лицо». При этом он подразумевал Тарабеллу, который в течение нескольких недель отрицал свою вину, но потом было выяснено, что он получил от Панцери взятку на сумму 140 тысяч евро.
Репази добавил: «Это заставляет нас все больше и больше задаваться вопросом, есть ли кто-то ещё, кто считает, что его или ее точно не поймают».
Перевод: Фарах Мамедли