Кошки-мышки, Пашинян и народ Армении Статья Теймура Атаева
Вчера в очередной раз проявился фактор бывшего вице-спикера армянского парламента, члена исполнительного органа Республиканской партии Эдуарда Шармазанова, заявившего, что, «открещиваясь от Декларации о независимости и Карабаха, Армения дискредитирует себя в глазах партнеров и, в первую очередь, России», которая может отвернуться от страны, раз последняя сама говорит об отказе от собственной Декларации. Ведь «если ты отказываешься от Декларации, то как потом твои внешнеполитические партнеры, те же русские, например, будут относиться к тебе?».
Увы, не меняются наши географические соседи, открыто продолжая считать себя чьим-то форпостом. Что и является основной причиной рассуждения армянскими политиками о необходимых шагах для собственной страны, исходя из того, как они будут восприняты патроном, который, к тому же, постоянно сменяется. В частности, в таком вот ключе, то есть в духе отсутствия самостоятельного взгляда на вещи вроде как суверенной Армении, на полном серьезе и размышляет Шармазанов.
Вообще с обсуждением в армянском обществе этой самой армянской декларации, открытым текстом фиксирующей территориальные претензии к Азербайджану, хоть стой, хоть падай. Постоянные игры, витиеватости и отсутствие четкой конкретики, а что с ней, то бишь с декларацией (или вокруг нее), готовы сделать армянские политические деятели, включая первых лиц государства. В особенности в свете того, что Конституция Армении опирается именно на нее, о чем официальный Баку неоднократно высказывался, однозначно обозначив свою позицию через призму объявления Ереваном готовности подписать мирное соглашение. Как зафиксировал на этот счет президент Азербайджана Ильхам Алиев, «конечно же, заключение мирного договора между Ереваном и Баку при том, что нынешняя конституция Армении остается неизменной, просто невозможно». По словам главы государства, когда Азербайджан ставит этот вопрос, это не означает вмешательства Баку во внутренние дела Армении: «Абсолютно нет, но это касается нас. Мы не можем заключить с Арменией мирное соглашение в то время, когда они имеют территориальные претензии к нам».
Вот и продолжаются со стороны армянских политиков игры различного свойства, которые, как они, наверное, считают, не будут осознаны в Баку. Так, еще в октябре 2024 г. премьер-министр Армении Никол Пашинян посчитал, что «достаточно согласованного контента для подписания мирного договора именно сейчас». После чего ознакомился с оценкой сказанного им президентом Ильхамом Алиевым, посчитавшим предложение армянского правительства «странным» с точки зрения подписания всего согласованного, с сохранением «несогласованных положений для следующих этапов». Как подчеркнул глава государства, «это совершенно нереально», и он не знаком с прецедентами такого рода.
Но, как мы отметили чуть выше, армянские политики тексты своих старых песен о главном изменениям и новым осмыслениям не подвергают. Примером чего стало прозвучавшее 14 ноября заявление Пашиняна о том, что за последние годы он «десятки раз перечитывал Декларацию о независимости и пришел к ужасному выводу: ее содержание заключается в невозможности существования Республики Армения». Вслед за чем министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, сообщив армянским законодателям, что Армения и Азербайджан очень близки к завершению работы над текстом мирного договора, сослался лишь на необходимость подытожить «одну-две фразы и статьи, вокруг которых переговоры будут продолжаться более интенсивно».
Говоря иными словами, армянское общество вновь не получило вразумительного ответа на то, что происходит вокруг мирного соглашения, а Баку не услышал каких-либо конкретизаций по поводу настроя армянских властей на пересмотр конституции страны или переосмысления декларации о независимости. Хотя, конечно, никто этому не удивился, так как чуть ранее Пашинян заявил, что Ереван воздержится «от внесения поправок в свою Конституцию по двум причинам». Первой из которых он назвал опасность срыва армяно-азербайджанского мирного процесса. А второй причиной продекларировал наличие «в согласованной части текста мирного договора» положения, гласящего, что «ни одна из сторон не может ссылаться на внутреннее законодательство в качестве оправдания невыполнения договора».
Интересно, быть может, Никол Пашинян действительно посчитал, что своими очередными витиеватостями он поставил все точки над всеми i? Но тогда как быть с откровениями председателя Конституционного суда (КС) Армении Армана Диланяна, утверждающего, что возглавляемая им структура своим недавним решением «не отменяла и, по сути, не может отменить Декларацию», т. к. наличествует исключительно «один субъект, обладающий полномочиями денонсировать документ, – это народ Армении, никакая иная инстанция не наделена такими полномочиями». При этом председатель КС Армении, естественно, не раскрыл, а что в таком случае подразумевалось в решении этой структуры от 26 сентября, согласно которому ссылка в конституции страны на декларацию была признана «не имеющей правовой силы»?
Тем самым официальный Ереван продолжает играть в кошки-мышки с народом Армении. Именно со своим социумом, так как в Баку давно уже привыкли к инсинуациям такого рода со стороны армянских властей. Потому и звучат со стороны отдельных армянских экспертов уверенные заявления о «крахе Третьей Республики», вследствие чего, по словам политолога Алена Гевондяна, «Четвертая, которая возникнет на руинах армянской государственности, будет всего лишь «территорией», лишенной суверенитета». Как он выразился, «в условиях большого силового дисбаланса Армения может вовсе прекратить существование в качестве государства. И, что самое прискорбное, есть внутренний консенсус в отношении такого сценария».
Ну да ладно. Сами разберутся. Мы всего лишь констатируем происходящее в соседней стране.