Мечеть, Хоргос и «Цветы персика» И немного о вреде догматизма / Репортаж Caliber.Az из Китая
Продолжение репортажа Самита Алиева из Китая. Начало тут.
Мечеть Шэньси находится в специальном туристическом районе города Инин, она была построена в 18-м веке и, на наш взгляд, очень и очень необычна.
Но необычна она только на первый взгляд, в Китае, и не только в Китае, вообще достаточное количество мечетей, которые построены в форме пагод. Именно так, и это, кстати, довольно естественно, национальный колорит, плюс национальные же традиции архитектуры, ну и разумеется, климатические условия. Например, минарет получил распространение в Малой Азии, арабских странах и даже в Восточной Европе во времена Османской империи, а если вы мне не верите, то вспомните, как выглядит священная Кааба, Аль-Бейтуль-Харам. Мечеть Шэньси является действующим храмом, любой желающий может зайти и помолиться в ней в любое время. А вот и фотографии этого замечательного памятника культуры 18-го века, который охраняется государством.
Как видите, никаких таких злых работников Министерства государственной безопасности КНР в чине не ниже полковника, разгоняющих «бедных уйгуров и прочих представителей национальных меньшинств, исповедующих ислам и желающих помолиться», наша делегация не обнаружила. Если мне не верите – можете спросить у других участников медиа-тура, так что – мы можем поздравить некоторые международные правозащитные организации с тем, что их пропагандистскому вою о «концлагере под открытым небом размером с весь Синьцзян-Уйгурский автономный регион» очевидцы совершенно не верят и другим не советуют. «Поздравляю вас, граждане, соврамши» – ну, каюсь, это я слегка перефразировал высказывание Коровьева, но смысл и адресат, думаю, понятен решительно всем.
Экономика Китая ориентирована на экспорт. Зона свободной торговли в СУАР состоит из трех сегментов: Урумчи, Кашгар и Хоргос. Участок в Хоргосе (16,58 кв. км, это включает в себя комплексную бондовую зону Хоргос и 4-ю часть Синьцзянского производственного-строительного корпуса) создан на основе зоны приграничного сотрудничества Хоргос и предназначен для развития трансграничной логистики, туризма, финансовых услуг, выставочной деятельности и других современных услуг, и до Хоргоса мы доехали примерно за полтора часа. Хоргос — это небольшой, с населением всего в 80 тысяч человек, но очень важный город прямо на границе с Казахстаном. Хоргос вообще является одной из ключевых точек проекта «Один пояс — один путь», в переводе с монгольского «Хоргос» означает «место, где проходят караваны верблюдов», а на казахском, если мне не изменяет память, — это «место, где накапливаются богатства». Достаточно посмотреть на карту, и всё сразу станет ясно: если ты идешь по Великому шелковому пути, остановки в Хоргосе тебе не миновать.
На территории Хоргоса создана комплексная бондовая зона, это специальная коммерческая зона, пользующаяся политикой налоговых льгот (для справки: всего таких зон на территории Китая около 20-ти, и он не собирается останавливаться на этой цифре).
Знаете, вот сделаю-ка я небольшое отступление: одной из причин, приведших к развалу СССР, был догматизм, а точнее, начетническое понимание марксистских идей в духе «раз Маркс сказал, никаких элементов частного предпринимательства, значит, никаких элементов нам и не надо, а вот в выражении «свободная экономическая зона» нам нравится только слово «зона». Ну, а если уж совсем по-нашему, по-простецки, то в СССР были Хрущев и Горбачев. А в Китае — Мао и Дэн Сяопин. Где сейчас СССР — все знают, а где сейчас Китай — все видят.
В результате грамотной политики и всемерной государственной поддержки сейчас Хоргос считается крупнейшим сухим портом в Центральной Азии. Сам терминал Хоргос был открыт в 2015 году, и его площадь составляет 103 гектара. В 2024-м за первые полгода грузооборот порта Хоргос составил около 20 миллионов тонн, и удивляться тут нечему: стандартный железнодорожный контейнер пересекает границу всего за три минуты (плюс-минус, разумеется), и, согласитесь, здесь есть чему поучиться, например, оперативности и отсутствию волокиты (декларирование грузов происходит в онлайн-режиме), да и вообще, у Китая можно научиться очень и очень многому. Кроме того, в Хоргосе находится Международный центр трансграничного сотрудничества, это такой комплекс торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества, плюс развитие туризма и зона беспошлинной торговли между двумя государствами. Центр состоит из китайской и казахстанской частей, которые расположены на приграничных сопредельных территориях двух этих государств, и только за этот год его посетило около 4-х миллионов человек. В общем, еще раз: есть чему поучиться, есть над чем подумать и есть что перенять.
Китай — это не заявка на мировое лидерство, Китай уже является мировым лидером по очень и очень многим позициям, причем, говоря слово «лидер», я не имею в виду «гегемонию», Китай никому не навязывает своего образа жизни и мировоззрения, он просто открыт к сотрудничеству и делает это со всей возможной доброжелательностью, всё по заветам Мао: «лидер ведет вперед своим примером, а не силой», согласитесь, замечательное и очень глубокое высказывание. На мой взгляд, это проистекает из национального характера, в котором просто нет места бесцеремонности, а что касается вежливости — китайский язык чуть ли не на грамматическом уровне требует её проявления, хотя, безусловно, в истории Китая бывало всякое, впрочем, как и в истории любого другого государства. Ну да ладно, это я снова увлекся, а теперь вернемся к путевым заметкам.
После посещения Хоргоса наш сопровождающий (пользуясь случаем, хочу выразить ему свою благодарность за братское отношение и заботу, а также за проявленные такт и терпение) Ян Шисюэ, атташе посольства Китайской Народной Республики в Азербайджане, предложил посетить небольшую деревню, примерно в полутора часах езды от Хорога. Деревня называлась «Цветы персика» и специализировалась на агротуризме. Сначала нас провели в деревенский клуб, просторный и чистый, где угостили персиковым йогуртом и вяленой говядиной (вкуснейшая штука, только природная застенчивость помешала мне попросить добавки). И йогурт, и вяленую говядину производят и расфасовывают здесь же, в деревне, часть продают туристам, а остальное отправляют в маркеты Инина и Урумчи. Население деревни — 150 дворов, около 2-х тысяч человек, и, что показательно, молодежь из неё не уезжает, на вопрос: «Не хочешь ли перебраться в город?» молодой парень, хитро улыбнувшись, ответил, что он и тут неплохо зарабатывает (технологом по производству той самой вяленой говядины), да и как родителей оставить? Ну, логично, «где родился, там и пригодился», чего дергаться, если и так зарабатываешь?
Немного статистики: в Китае очень развит «внутренний туризм», общее число туристов, посетивших деревню «Цветы персика», в этом году составило 110 тысяч человек. А чего и не посетить, если говядина вкусная, йогурты свежие, воздух чистый, люди гостеприимные, двухместный домик, выдержанный в традиционном деревенском стиле, стоит около 40 манат/ночь на наши деньги? Хотелось бы отметить государственную поддержку: вся инфраструктура и примерно половина коттеджей построена за счет государства и передана жителям в частное пользование совершенно безвозмездно (!). Плюс льготы на оплату коммунальных услуг. Да, это и есть социализм, как сказал поэт, «свободный труд свободно собравшихся людей». Под патронажем государства, которое не диктует, а поощряет и направляет.
Об остальном — в следующей части.