Абдуррахман-ага, хайтек и субсидии Репортаж Caliber.Az из Китая/Заключительная часть
Заключительная часть репортажа Самита Алиева из Китая. Предыдущие статьи здесь, здесь и здесь.
Китай не просто смотрит в будущее, Китай прекрасно помнит прошлое и извлекает из него уроки, причем извлекает уроки не только из своего прошлого, но и из прошлого вообще. Одним из приоритетов для Китая является продовольственная безопасность, потому что «и вода спит, только враг не дремлет», в современном мире может случиться всякое, а потому к этому «всякому», в том числе и, упаси Аллах, к эмбарго на поставки продовольствия, лучше быть готовым.
Если вы помните, то в прошлый раз я начал говорить о ведущем предприятии агропромышленного комплекса Синьцзян-Уйгурского автономного района «Кашгар Цзянгогого» (Jiangguoguo Agricultural Technology Co., Ltd.), так продолжим разговор, как любил говорить Карлсон. Это на все сто процентов частное предприятие, без какого-либо долевого участия государства, тем не менее, 9 лет назад, на заре основания компании, территория для строительства завода была предоставлена государством совершенно бесплатно. Плюс государство предоставляет субсидии на расширение производства, а точнее, на строительство, например, только за последние три года «Кашгар Цзянгогого» получил их на общую сумму 10 миллионов юаней (это около двух с половиной миллионов манатов). Сейчас в «Кашгар Цзянгогого» работает 512 человек, средний возраст работников – 26 лет, у каждого социальный пакет, отпуска, страховка – в общем, всё как в «лучших домах Лондона и Парижа», а средняя зарплата в компании составляет порядка 6 тысяч юаней (около 1450 манат). Компания заключает долгосрочные контракты как с государственными сельскохозяйственными организациями, так и с частными фермерскими хозяйствами, в общем, поддерживает местного производителя.
Более того, компания не забывает и о социальных обязательствах, и одной из миссий «Кашгар Цзянгогого» является помощь синьцзянским фермерам во благо общества Синьцзяна. В общей сложности, с момента основания компании в 2015-м году, объем пожертвований в социальную сферу Синьцзяна составил 9,1 миллиона юаней (около 2-х миллионов манат), что включает в себя не только прямую финансовую помощь, но и содействие в приобретении средств производства. «Дайте человеку рыбу — он будет сыт весь день. Научите его ловить рыбу — вы накормите его на всю оставшуюся жизнь». Согласно одной из версий, эта фраза принадлежит Мао Цзедуну. Аллегорично, да и вообще, очень правильно подмечено.
После посещения «Кашгар Цзянгогого» мы приехали в небольшую деревню Усак, которая находилась в получасе езды (пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить нашего водителя Хасана-агу, очень достойный человек и интересный собеседник) от штаб-квартиры «Кашгар Цзянгогого». Место не туристическое, но деревня ухоженная, крепкие, добротные двухэтажные дома, широкая центральная улица, в общем, везде видна рука хорошего хозяина, вот честное слово, лучше Гоголя и не скажешь: «Так и видно, что здесь именно живут те мужики, которые гребут, как поется в песне, серебро лопатой». Вот с одним из жителей Усака мы и познакомились, а теперь познакомим с ним и наших уважаемых читателей. Это Абдуррахман Эмин, ему 72 года, и, разумеется, мы обращались к нему «Абдуррахман-ага».
Абдуррахман-ага сразу же произвел впечатление человека солидного и обстоятельного, позвонил супруге, сказал, что вернется не один, а с гостями (гостей, если что, было 15 человек), и через некоторое время пригласил нас в дом.
Сказать, что стол был замечательный, это не сказать ничего. Абдуррахман-ага живет с супругой, дети выросли и разъехались: старшая дочь работает делопроизводителем в администрации округа, сын – инструктор в окружной автошколе, а младшая дочь – хозяйка магазина бижутерии. Абдуррахман-ага – крепкий хозяин, ему принадлежат 2 гектара земли, три четверти которых он сдает в субаренду, а на оставшейся части выращивает пшеницу и кукурузу. Плюс мини-трактор, сеялка и небольшой, но очень аккуратный виноградник (площадь которого не входит в те 2 гектара, о которых я уже говорил). В общем, человек живет и не жалуется, правда, по его словам, в 70-е – 80-е годы было сложно, но все решаемо, если есть воля и поддержка со стороны государства (например, несколько лет назад он получил от государства безвозмездную ссуду в размере 44 тысяч юаней на реконструкцию дома, а 44 тысячи – это чуть больше 10 тысяч манат). Кроме того, государство закупает выращенную им кукурузу и пшеницу по фиксированным ценам. Более того, медицинские услуги на 90% оплачиваются местной исполнительной властью. Напоследок я спросил у радушного хозяина, а чувствует ли он себя счастливым человеком, на что Абдуррахман-ага еле заметно улыбнулся и ответил: «Знаешь, я жил как жил и ни о чем не жалею. Главное – что у детей все хорошо». До свидания, дядя Абдуррахман, и да пошлет Аллах тебе долгих лет жизни и счастья, а дому твоему – достатка и мира.
«Если вы думаете, что сможете — вы сможете, если думаете, что нет — то вы правы». Мао, цитаты из маленькой красной книжечки.
Уезд Манас Синьцзян-Уйгурского автономного района считается родиной нефрита – полудрагоценного поделочного камня. В год на внутренний рынок Китая поступает примерно 300 тонн обработанного нефрита из Манаса, но уезд также славится развитым сельским хозяйством, в котором механизировано до 99% сельских хозяйств, как частных, так и кооперативных.
Научно-исследовательский центр по цифровизации сельского хозяйства, находящийся в Манасе, является лишь частью большого проекта, который называется «Smart Agriculture». В распоряжении центра находится ряд пилотных площадок, предназначенных для отработки передовых технологий, а период от отработки до внедрения занимает максимум полтора года. «Эксперимент – анализ результатов – внедрение». Центр по цифровизации полностью принадлежит государству, которое в течение последних двух лет инвестировало в него 487 миллионов юаней (около 166 млн. манат). Именно благодаря работе Центра по цифровизации в Манасе широко применяются методы спутникового зондирования: от мониторинга погодных условий и созревания сельскохозяйственных культур до системы оповещения о вредителях, причем все в режиме реального времени. Из комнаты управления Центра, опять-таки в режиме реального времени, можно наблюдать за всеми (подчеркиваю – всеми) сельскохозяйственными площадями уезда, а это ни много ни мало – более 9 тысяч кв. километров. Фермер (или уполномоченный кооператива) может, не выходя из дома, сидя за компьютером (или по мобильному телефону) наблюдать за тем, что происходит у него на участке, и не просто наблюдать, но и активировать имеющуюся в его распоряжении сельскохозяйственную технику.
Специалисты центра объяснили процедуру подключения к этой системе следующим образом: условный фермер покупает за свои деньги дрон, после чего обращается в центр по цифровизации с заявкой на подключение к системе мониторинга. Все не просто совершенно бесплатно, в случае необходимости фермеру предоставляются (тоже совершенно бесплатно) консультации квалифицированных специалистов по сельскому хозяйству. В среднем 1 дрон (стоимостью около 30 долларов) за 1 вылет (полетное время – 30 минут) проводит мониторинг 3 гектаров земли, передавая информацию пользователю в режиме реального времени. И еще: 66000 гектаров в уезде Манас орошается капельным методом. Государственная поддержка и научно-техническая база - это очень и очень неплохо.
А напоследок… Знаете, по-моему, именно эта фотография должна служить памяткой всем недоброжелателям Китая, она сделана в небольшом музее Мао, который находится в одном из парков города Урумчи. Напоминание недругам, мол, мы, конечно, люди мирные, но помним решительно всё и забывать ничего не собираемся, так что наш бронепоезд на запасном пути и всегда под парами.
Ну, на этом, пожалуй, всё. Знаешь, дорогой читатель, я, конечно, допускаю, что мы видели парадную сторону Китая, и меня даже могут упрекнуть в духе: «Что ж ты, мол, ничего о недостатках не написал?», но давайте начистоту: когда к нормальному человеку в гости приходят друзья, он не показывает им мусорное ведро (я, разумеется, говорю о нормальных людях), а приглашает в гостиную, где и угощает всякими вкусными вещами. Так что мне еще раз хотелось бы выразить признательность организаторам медиа-тура, гостеприимным хозяевам и посольству КНР в Азербайджане. И, честно говоря, когда я садился в самолет, чтобы вернуться в Азербайджан, я так и не сказал «Прощай, Китай». Я сказал: «До новых встреч, Чжун Го».