Мировой дефицит удобрений помогает Азербайджану зарабатывать на экспорте карбамида Расчеты Caliber.Az
По оценкам ООН, одним из наиболее негативных последствий пандемического кризиса стал рост цен на продовольствие и иное аграрное сырье: число голодающих превысило 800 млн — это десятая часть населения мира. Растущий глобальный спрос на продовольствие приводит к значительному увеличению потребностей в азотных удобрениях, включая карбамид, подорожавший с начала года более чем в полтора раза. Однако такая рыночная конъюнктура весьма благоприятна для Азербайджана, троекратно увеличившего экспорт карбидных удобрений в январе-июле текущего года. А после строительства в будущем году терминала по перевалке удобрений мощностью в 2,5 млн тонн в год в Алятском порту Азербайджан станет ключевым оператором по выводу на мировой рынок произведенных в Прикаспийском регионе удобрений.
Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН FAO, наблюдаемый с начала года рост цен на продовольствие в наибольшей степени затронул развивающиеся страны, и одна из причин связана с тем, что аграрные рынки испытывают огромное давление из-за роста цен на минеральные удобрения. Во-первых, сказываются общие процессы на сырьевых рынках, подпитанных избыточной ликвидностью, что способствует биржевому ажиотажу и росту цен на большинство видов минеральных удобрений. Во-вторых, возникли локальные препоны, заметно сузившие выход на мировой рынок этой стратегически важной продукции. Так, принятые ЕС и США в отношении Минска экономические санкции обернулись сокращением предложения на рынке калийных удобрений, свыше 20% мирового экспорта которых обеспечивали белорусские предприятия. В свою очередь, согласно данным международного ценового агентства Argus, по причине ажиотажного спроса на природный газ в Европе возросла себестоимость производства аммиака: в первом полугодии основное сырье для получения карбамида - аммиак подорожал вдвое.
Нехватка азотных удобрений, в особенности карбамида, зафиксирована и в Китае, власти которого в целях поддержания стабильности внутреннего рынка ограничивают вывоз удобрений и даже рассматривают возможность введения 30%-ных экспортных пошлин. Это обстоятельство уже обернулось острым дефицитом карбамида в Индии, треть импорта которого обеспечивали китайские поставщики. Карбамид дорожает и в Бразилии, в том числе из-за роста ставок фрахта судов и подорожания продукта в регионах производства и внеплановых остановок мощностей в период пандемического кризиса.
В результате всех этих перипетий цены на карбамид возросли более чем в 1,5-2 раза по сравнению с 2019–2020 годами, когда тонна продукта реализовывалась за 210–215 долларов. По прогнозам Международной ассоциации производителей минеральных удобрений (IFA), нынешняя ситуация с калийными и азотными удобрениями продлится еще долго, учитывая избыточный мировой спрос и попытки ряда стран снизить цены на продовольствие за счет повышения урожайности с применением «химического» допинга.
Какие же перспективы открываются перед азербайджанскими производителями карбамида с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры, и какие возможности появятся у страны с учетом планов формирования регионального хаба по реэкспорту минеральных удобрений?
Динамичный внешний спрос и рост цен на удобрения уже сегодня позволил построенному в 2019 году в Сумгайыте карбамидному заводу Госнефтекомпании (SOCAR) - Carbamide Plant увеличить поставки продукции на внешние рынки. После гарантийного ремонта, проведенного на предприятии в январе-апреле текущего года, завод заработал на полную мощность и всего за 2,5 месяца произвел около 120,5 тыс. тонн продукции. В результате, согласно данным Государственного таможенного комитета (ГТК), экспорт азербайджанских удобрений в денежном выражении увеличился в три раза – составив 22,78 млн долларов за семь месяцев этого года. И это только начало, учитывая емкий спрос на рынках Турции, Грузии и других стран региона Черного и Средиземного морей, куда в основном поставляется азербайджанский карбамид.
Объемы экспорта со временем еще более возрастут, учитывая планы Carbamide Plant в кратчайшие сроки выйти на проектную мощность - 650-660 тысяч тонн карбамида в год. Препятствий для этого в целом нет, учитывая сравнительно низкие производственные расходы и наличие в стране достаточных объемов сырья – природного газа. Принимая во внимание внутренние потребности Азербайджана в этом виде азотных удобрений – около 150 тыс. тонн в год, на экспорт ежегодно можно будет резервировать до 500 тысяч тонн готовой продукции. То есть, при сохранении средних цен, сложившихся в регионе нынешней весной и летом (400-420 долларов США за тонну), годовой оборот от экспорта карбамида может составить до 200 млн долларов.
Примечательно, что растущий спрос на удобрения также стимулирует Туркменистан, Казахстан и Узбекистан наращивать поставки карбамида, серы и других удобрений на внешние рынки. Причем большая часть этих поставок осуществляется транзитом через Азербайджан. Так, если в 2019 году через Международный морской порт в Аляте было перевалено порядка 167 тысяч тонн удобрений, то в 2020 году эти поставки возросли до 630 тысяч тонн. И прогнозируется, что по итогам текущего года транзитная перевалка удобрений из региона Центральной Азии превысит 800 тысяч тонн, а в перспективе будет динамично возрастать.
В целях оптимизации управления столь значительным транзитным потоком в Алятском порту началось строительство специального терминала для перевалки и хранения удобрений, способного обрабатывать 2,5 миллиона тонн продукции в год. Этот логистический объект планируется ввести в строй в 2022 году, и он станет самым мощным терминалом на Каспии, способным обеспечить прием поступающих из портов Актау и Туркменбаши возрастающих объемов удобрений. Уже в среднесрочной перспективе Алятский порт планирует привлечь из стран Центральной Азии порядка двух миллионов тонн минеральных удобрений в год. Наконец наличие крупного терминала в Азербайджане позволит в перспективе создать трейдинговые компании, способные самостоятельно закупать, хранить и реэкспортировать крупные партии удобрений в зависимости от мирового спроса и ценовой конъюнктуры.
Коллаж: Гасан Агаджанов / Caliber.Az