«Многое на Южном Кавказе зависит от итогов российско-украинской войны» Профессор Купатадзе на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с доктором исторических наук, профессором Тбилисского государственного университета Бондо Купатадзе.
- Батоно Бондо, как вы оцениваете сегодняшний уровень экономических и политических отношений между Азербайджаном и Грузией?
- Грузию и Азербайджан связывают тесные экономические и политические связи на протяжении 30 лет. В 90-е годы большую роль в установлении этих отношений сыграла инициированная Турцией Организация Черноморского экономического сотрудничества, а затем формирование организации ГУАМ.
Энергетика является одним из основных направлений нашего сотрудничества, что находит отражение в таких важных совместно реализуемых проектах, как нефтепроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан, а также газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. Активные контакты продолжаются в рамках проектов Южного энергетического коридора и реализации проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Сотрудничество в сфере туризма идет успешно. Количество гостей из Азербайджанской Республики растет с каждым годом. Азербайджан на протяжении многих лет является одним из крупнейших торгово-экономических партнеров Грузии. Крупные инвестиции в Грузию осуществляют азербайджанские компании.
Важным политическим механизмом в отношениях является трехсторонний формат Грузия-Азербайджан-Турция, учрежденный министрами иностранных дел в 2012 году (Трабзонская декларация). В дальнейшем углублении грузино-азербайджанских отношений особенно важна роль этнических азербайджанцев - граждан Грузии и этнических грузин - граждан Азербайджана.
- Хотелось бы услышать вашу оценку военно-политической ситуации в нашем регионе…
- Главной проблемой Южного Кавказа на протяжении десятилетий является сепаратизм. Во время и после распада Советского Союза Москва всячески поощряла и поддерживала сепаратизм в нашем регионе. И сейчас ситуация у нас сложная. Многое зависит от итогов российско-украинской войны, которые могут изменить политическую повестку дня на Южном Кавказе к лучшему.
- Какова ваша оценка недавней встречи Алиева и Пашиняна в Брюсселе?
- Важным фактом является участие европейской дипломатии в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Это обязательное условие для решения проблемы цивилизованным путем. До сих пор Россия выступала посредником, в основном подливая масло в огонь. Сегодня можно решить проблему на более-менее приемлемых для обеих сторон условиях.
- И тем не менее, в Армении не стихают реваншистские настроения. А с этим что делать?
- Сейчас преимуществом полностью владеет Азербайджан. Если действия Азербайджана будут и далее основываться на принципах справедливости и равноправия, то реваншисты в Армении окажутся в меньшинстве и их намерения не будут иметь поддержки в армянском обществе. Это важно. Мы все видим, что мир меняется и спустя 220 лет посли прихода России в наш регион может появиться шанс - она наконец-то уйдет с Южного Кавказа и здесь установится мир. Государства Южного Кавказа должны следовать «правилам новой игры» мировой политики. В этом процессе очень важно единство кавказских государств.
- После событий в Украине нацелена ли Грузия по-прежнему вступить в НАТО?
- Грузия сотрудничает с НАТО с 1994 года в рамках Программы «Партнерство во имя мира». Этому факту способствует то, что мы являемся соседями члена НАТО - Турции. Грузинская армия активно участвует в международных миротворческих миссиях. Главный мотив вступления в НАТО - безопасность собственной страны. Вопрос членства Грузии в НАТО может и не звучать громко на фоне российско-украинской войны, но угрозы никуда не делись. Следовательно, вопрос этот по-прежнему актуален.
Поскольку вступление в НАТО - длительный бюрократический процесс, наши западные союзники могут предложить альтернативу - НАТО можно заменить прямым соглашением с конкретными государствами. В нашей реальности есть аналогичная схема этого типа союза: Великобритания-Польша-Украина.
- Приблизилась ли Грузия к ЕС за последние годы?
- Членство в ЕС - важнейшая задача для Грузии. Это тоже долгий и трудный процесс. Важным этапом в этом процессе стала визовая либерализация - введение в 2017 году безвизового режима для граждан Грузии в странах ЕС. Однако все мы хорошо понимаем, что для интеграции в Евросоюз необходимо провести важные реформы для демократического развития страны.
- Отношения между Украиной и Грузией в последние недели ухудшились. Какой выход из сложившегося положения вы видите?
- Это преувеличение. Грузия и Украина имеют общие стратегические интересы в отношениях с Россией. Эти страны больше всего пострадали от нее. Обе страны пережили две войны с Россией (1992/1993 гг. - Абхазия; 2008 г. - Цхинвальский регион; 2014 г. - Крым, Луганск, Донецк; 2022 г. - крупномасштабная российско-украинская война). Территории обеих стран (Абхазская Автономная Республика, т.н. «Южно-Осетинская автономная область», Автономная Республика Крым, Донецкая и Луганская области) оккупированы Россией. Соответственно, Грузия активно поддерживает борьбу Украины за свободу против агрессора.
Конкретные примеры: более 1000 граждан Грузии воюют добровольцами на украинском фронте (6 из них уже погибли на передовой); Грузия приняла до 20 000 ВПЛ из Украины; в крупных городах Грузии до сих пор проходят многочисленные митинги в знак солидарности с Украиной; на дипломатической арене Грузия всегда поддерживала Украину и голосовала против России; посольство Грузии было одним из немногих посольств, которые оставались в Киеве на протяжении всей войны.
Подтверждением твердого западного курса стала подача заявок на членство в ЕС тремя странами (Украиной, Грузией и Молдовой) во время российско-украинской войны.