Москва «мягко» давит на Ереван Договоренности придется выполнять
Последние заявления начальника Объединённого штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Андрея Сердюкова о ситуации на Южном Кавказе не внушают оптимизма. Они ещё раз показывают, что для Москвы этот стратегически важный регион остаётся предметом пристального внимания.
В частности, Сердюков высказал серьезную озабоченность сложной обстановкой на Южном Кавказе, сославшись на растущее влияние Запада.
«Особую обеспокоенность вызывает высокий уровень противоречий, обусловленный в первую очередь неурегулированностью территориальных вопросов и стремлением Запада нарастить свое влияние в Закавказье», — сказал глава штаба ОДКБ.
Из заявлений Сердюкова становится ясно, что Россия стремится донести своё мнение до Армении. Москва снова демонстрирует своё недовольство тем, как её недавний близкий союзник ведёт себя в отношении Запада. Кроме того, она намекает, что в результате конфликта между Арменией и Азербайджаном в регионе могут появиться новые силы, такие как США.
Недавно Армения заявила о намерении повысить уровень отношений с США до стратегического партнёрства, что не осталось без внимания в Москве. Россия выражает беспокойство по поводу того, что Армения получает военную помощь от США и Франции, которые преследуют свои интересы в регионе Южного Кавказа.
Для Москвы очень важно удержать Армению в сфере своего влияния и не допустить появления на Южном Кавказе внерегиональных сил. Россия осознаёт, что активное вооружение Армении Западом может привести к новому конфликту в регионе. А учитывая продолжающуюся войну в Украине, новый очаг напряжённости у её границ не соответствует интересам России.
Москве также важно, чтобы переговоры между Арменией и Азербайджаном проходили в соответствии с Трёхсторонними договорённостями, заключёнными в период с 2020 по 2022 год. Мария Захарова, официальный представитель МИД России, недавно подтвердила эту позицию на брифинге, заявив, что попытки поставить под сомнение трёхсторонние договорённости, достигнутые лидерами Армении, России и Азербайджана в 2020–2022 годах, крайне опасны.
«Мы как раз-таки побуждаем стороны к решению этого вопроса, но, как Вы понимаете, без реализации этих договоренностей, которые были достигнуты по насущным вопросам, наверное, сделать это действительно достаточно сложно», — сказала Захарова, отметив, что Москва считает трехсторонние договоренности лидеров Азербайджана, России и Армении действующими.
Другими словами, Москва даёт понять Армении и её западным партнёрам, что договорённости, достигнутые при посредничестве России, являются единственно возможными и по-прежнему лежат в основе армяно-азербайджанского примирения.
По словам Захаровой, договорённости охватывают все ключевые направления нормализации отношений между Баку и Ереваном. «Указанные договорённости, напомню, охватывают все ключевые треки нормализации отношений между Баку и Ереваном, включая разработку мирного договора, делимитацию, демаркацию границы, разблокирование транспортных коммуникаций в регионе, развитие контактов по линии гражданского общества», — уточнила официальный представитель МИД РФ.
В марте текущего года министр иностранных дел России Сергей Лавров на брифинге в рамках III Дипломатического форума в Анталье однозначно заявил, что Азербайджан подтверждает свою приверженность решению вопросов, отражённых в Трёхстороннем заявлении.
«Мы ведём постоянный диалог с нашими азербайджанскими коллегами, и они подтверждают свою приверженность решению вопросов, отражённых в трёхстороннем заявлении между Азербайджаном, Арменией и Россией», — сказал он, добавив, что развитие отношений между Азербайджаном и Арменией зависит от того, как будут реализованы договорённости, в том числе от выполнения руководителями стран взятых на себя обязательств в рамках этих договорённостей.
У Москвы есть экономические рычаги воздействия на Армению, которые она может использовать в случае необходимости. Кроме того, российская сторона периодически напоминает Еревану, что смена внешнеполитического курса может привести к ситуации, подобной украинской.
Тем не менее, вероятность пересмотра Арменией своей прозападной политики на данной момент невелика. Однако тот факт, что страна до сих пор не выходит из ОДКБ, говорит о том, что даже «мягкая сила» Москвы в отношении Еревана пока работает достаточно эффективно. Что произойдет, если Москва задействует все рычаги давления, думаю, вполне очевидно.