Прогнозам вопреки: уроки и перспективы экономического чуда Китая Аналитика Лиманского
Экономика Китая вновь демонстрирует внушительный рост. За счет чего КНР в очередной раз добивается успехов, и как это отразится на экономической ситуации в мире?
Сегодня международные финансовые институты снова меняют свои прогнозы по Китаю в сторону увеличения показателей. А западные аналитики и пропагандисты, злорадно предвещавшие КНР кризис и проблемы, в очередной раз посрамлены.
Устойчивый прогресс
22 ноября агентство «Синьхуа» сообщило, что в китайской экономике продолжается процесс устойчивого восстановления, а также высвобождаются новые факторы роста. Термин «восстановление» не случаен – экономика КНР сильно пострадала от пандемии COVID-19. Но сейчас она продолжает набирать обороты.
В последние месяцы наблюдались очередные положительные тенденции. Так, в октябре розничные продажи потребительских товаров в стране выросли на 4,8%, увеличившись в сравнении с сентябрем, когда прирост составлял 3,2%. Причем в некоторых отраслях увеличение объемов реализации продукции и услуг происходило еще большими темпами. Рост розничных онлайн-продаж бытовой техники в сентябре-октябре превышал 40%. Двухзначными цифрами характеризовался и объем офлайн-потребления в китайских ресторанах и гостиницах. На ближайшие месяцы прогнозируется дальнейший подъем в этой области.
Но потребление – не единственная сфера, где экономические показатели Китая улучшаются. Положительные отметки характеризуют сегодня внешнюю торговлю и производственную активность, стабильными являются показатели инвестиций и промышленного производства. За три первые квартала 2024 года экономика КНР показала рост ВВП в 4,8%. В целом же в КНР поставлена задача по итогам года выйти на целевой показатель около 5% роста ВВП.
Но в течение всего года по достижению целевых показателей сохранялась интрига…
Качели прогнозистов
Не секрет, что первая экономика мира по ВВП по паритетной покупательной способности в последнее время столкнулась с некоторыми сложностями. Прежде всего, это были уже упомянутые последствия пандемии коронавируса. Кроме этого, негативный для экономики Китая тренд сложился на рынке недвижимости. Имелись и некоторые другие локальные вопросы. И западные конкуренты, серьезно отстающие от Китая, уже потирали руки в предвкушении обрушения «китайского чуда».
На этом фоне в текущем году один из крупнейших инвестиционных банков мира Goldman Sachs и другие международные финансовые институты меняли свои прогнозы по экономике КНР несколько раз. Так, Goldman Sachs после 1-го квартала 2024 года повысил свой прогноз до 5% роста экономики Китая по годовым итогам. В июле объем промышленного производства в КНР вырос еще до 5,1%, несколько превзойдя даже общегодовой целевой показатель по ВВП. Но уже в августе произошло замедление до 4,5%.
То же самое случилось и с ростом потребления, сократившегося в июле до 2,7%, а в августе – до 2,1%. После этого Goldman Sachs понизил свой прогноз по ВВП Китая до 4,7%. Однако уже в середине октября, на фоне успехов китайской экономики, этот банк вновь поднял прогноз по росту ВВП КНР за 2024 год до 4,9%. На 0,4% повышен и прогноз на 2025 год.
Уверенная рука государственного регулирования
За счет чего же КНР удается так успешно решать проблемы? И добиваться столь впечатляющего роста, значительно опережающего и ЕС, и США? В самом общем смысле можно сказать, что благодаря «руководящей роли партии». Ведь свою эффективную экономическую модель здесь строят под руководством Компартии Китая.
А государственное финансирование и планирование – два базовых столпа китайской экономики, при всем развитии там рыночных отношений и поощрения частной инициативы. Впрочем, экономика ЕС, несмотря на горы либеральных фраз, также подлежит жесткой регламентации со стороны государственных и надгосударственных структур. Но конкуренцию Китаю Евросоюз проигрывает с разгромным счетом. И, видимо, дело тут в целом комплексе причин, включая и оригинальную философско-идеологическую доктрину государства и общества, своеобразно синтезировавшую элементы марксистско-ленинского мировоззрения с древними конфуцианскими традициями.
Что же касается улучшения экономических показателей завершающегося года, то для этого руководством Китая был принят ряд конкретных и практических мер. Еще ранее председатель КНР Си Цзиньпин предложил опираться на «новые производительные силы» — высокотехнологичные отрасли экономики.
«Зеленый» сектор, «цифра» и глобальные цепочки – три кита новой экономики КНР
И в этом году в Китае резко возросли инвестиции в «зеленые» технологии, цифровую экономику и современную инфраструктуру. Особое внимание также уделяется повышению устойчивости и модернизации глобальных производственных цепочек.
По данным Государственного статистического управления (ГСУ) КНР, в октябре добавленная стоимость в высокотехнологичных отраслях обрабатывающей промышленности выросла на 9,4%. Некоторые же особо востребованные производства росли еще больше. Так, выпуск БПЛА возрос на 41,9%, автомобилей с новыми источниками энергии – на 48,6%, солнечных батарей – на 13,2% в годовом исчислении. При этом рост инвестиций в сектора высоких технологий значительно опережает общие инвестиционные показатели. На сегодня Китай является мировым лидером в области «зеленых» технологий. Благодаря этому он входит в группу стран, лидирующих в области снижения энергоемкости производства. За январь-октябрь 2024 года производство и продажа «новых» автомобилей в Китае составили 9,7 миллионов штук. В октябре этого года автомобили с новыми источниками энергии составили 46,8% продаж всех авто внутри Китая. И эксперты прогнозируют, что спрос на экологически чистую энергетику и связанное с ней оборудование будет расти и дальше.
Также, наладив производственные связи и поставки по всему миру, руководители как частных, так и государственных предприятий и страны в целом не почивают на лаврах. В КНР всё время модернизируют сложившиеся производственные цепочки, наполняют бреши и формируют новые кооперационные связи. И сегодня уже без китайских производителей и поставщиков не могут обходиться очень многие страны.
Как сообщает «Синьхуа», Китай сегодня является «крупнейшим в мире центром обрабатывающей промышленности и единственной страной в мире с практически полной промышленной системой». В особом приоритете находится сотрудничество с государствами-участниками инициативы «Пояс и путь» и «Регионального всеобъемлющего экономического партнерства» (RCEP). За первые 10 месяцев 2024 года торговля КНР с участниками «Пояса и пути» выросла на 6,2%, с другими странами RCEP — на 4,3%.
О том, какое значение в Китае придают глобальным цепочкам, говорит и то, что 25 ноября в Пекине открылась 2-я Китайская международная выставка по стимулированию цепочек поставок (CISCE). Как пишут китайские СМИ, это первое в мире мероприятие такого рода на национальном уровне. Выставка проходила под девизом «Объединяя мир для общего будущего».
Как 5G спасает «ржавый пояс»
Китайские товарищи не оставляют без инноваций и традиционные сектора промышленности. Сегодня и на «старых» производствах активно внедряют цифровые технологии. Роботизация и автоматизация становятся важными драйверами в деле ускорения этих отраслей. Так, на транспортном терминале компании Wuhan CSP Terminal Co., Ltd. в порту Уханя, что на реке Янцзы, уже 50% погрузочных мощностей автоматизировано. И это значительно повышает производительность труда. С помощью технологии «5G + промышленный интернет» все погрузочные краны управляются с одного пульта, и работу, которую раньше делало 39 человек, теперь выполняют 12. «5G + промышленный интернет» нацелен на новую, интеллектуальную модернизацию производства. Сегодня эта технология, стремящаяся к полной интеграции работников, оборудования и систем, активно внедряется в сталелитейной промышленности, горнодобывающей отрасли, машиностроительном производстве и портовой логистике Китая.
Наращивание транспортного потенциала осуществляется в Китае практически в режиме «нон стоп». Из последнего: 24 ноября этого года первый высокоскоростной поезд совершил тестовую поездку по маршруту Шанхай-Хучжоу, его проектная скорость — 350 км/ч.
В Китае есть такое наименование — «ржавый пояс», так называют депрессивную зону пришедших в упадок старых производств. И цифровые технологии уже спешат на помощь и туда, совершая зачастую «микро» и «макро» чудеса. Так, в городе Хэган в провинции Хэйлунцзян с помощью «цифры» началось возрождение ранее угасавшей местной промышленности по добыче графита. Ранее добыча этого ископаемого носила экстенсивный характер, теперь она тщательно планируется, в том числе с помощью удаленного мониторинга и анализа. Это ведет к устранению любой нерациональности в работе и экономии ресурсов. А вместе с местной промышленностью начал возрождаться и город Хэган. И сегодня по всему Китаю работает 15 тысяч проектов «5G плюс промышленный интернет», задействованных во всех 41 основных отраслях традиционной промышленности.
Данный опыт мог бы быть интересен ряду стран Восточной Европы, изрядно пострадавших от разрушительных «рыночных реформ» 90-х.
Сегодня развитие экономики Китая имеет глобальное значение. Промышленность и торговля Китая, без преувеличения, является главным движителем мирового роста. Во-первых, благодаря им мировая экономика продолжает расти, а не свалилась опять в рецессию.
Во-вторых, особенно позитивно кооперация с Китаем влияет на развитие стран Глобального Юга, способствует выстраиванию нового, более сбалансированного и справедливого экономического мирового порядка.
В-третьих, развитие «зеленой» энергетики в КНР вносит огромный вклад в предотвращение климатических изменений. Только в 2023 году продукция Китая в области ветровой и солнечной энергетики позволила разным странам уменьшить выбросы углекислого газа на 810 миллионов тонн.
Одним словом, рост экономики Китая должен позитивно отразиться и на благосостоянии и безопасности многих. Особенно тех из них, кто открыт к общему будущему…