Реакция на памятник убийце Вот и мы ничего не забудем
Накануне, 15-го марта 2024-го года, во Франции, а именно в Марселе, в торжественной обстановке был открыт памятник Согомону Тейлеряну. Ну, если кто не знает, это террорист и убийца, который ровно сто три года назад в Берлине на Гарденберг-штрассе на глазах множества свидетелей несколькими выстрелами в спину убил видного деятеля младотурков, бывшего министра внутренних дел Османской империи и великого визиря Мехмета Талаат-пашу. Тем самым Тейлерян положил начало серии убийств турецких государственных деятелей, по сути, ряду террористических актов против турок и азербайджанцев, и эту серию в Армении, да и не только в Армении, во многих странах, где сильно армянское лобби, называют операция «Немезис». Краткий список жертв террористов я приведу позже, а пока несколько слов о Тейлеряне.
В 1920-м году «счастливо спасшийся от геноцида» Согомон эмигрирует из Турции в США, где и вступает в партию «Дашнакцутюн». Представлять эту партию нет никакой необходимости, мы её и так хорошо знаем. Позднее, пройдя боевую подготовку, по заданию партии Согомон Тейлерян приезжает в Берлин, где в течение нескольких недель выслеживает Талаат-бея. Утром 15-го марта 1921-го года Тейлерян подошел к Талаату-паше, после чего выстрелил ему в затылок. Сзади. Выстрел был произведен практически в упор, и все эти детали — совершенно не попытка драматизировать ситуацию, это то, в чем сам Согомон Тейлерян признался на суде. Мехмет Талаат-паша был убит, не дожив до своего сорокасемилетия всего пять месяцев. Дашнаки не пожалели денег на раскрутку дела в европейской прессе: газеты на всем континенте пестрели заголовками в духе «Запоздалое возмездие», «Палач пал от руки мстителя», «Страдания армянского народа отомщены», равно как и многочисленные интервью со «случайно выжившими свидетелями турецкого зверства». В общем, работа была проведена большая, с таким объемом без подготовки и высоких покровителей в кругах европейских политиков не справиться. Денег на защиту Тейлеряна не жалели ни армянская община, ни партия «Дашнакцутюн», находившаяся на её содержании: защитниками на суде были тайный советник юстиции доктор Адольф фон Гордон, советник юстиции доктор Иоганнес Вертауер и тайный правительственный советник доктор Нимайер, который также являлся профессором права Кильского университета. Сами понимаете, что услуги тайных советников и советников вообще стоят недешево.
На суде Тейлерян патетически восклицает: «Я убил человека, но я не убийца!». Это просто чудесно, человек убил другого человека выстрелом в затылок, в упор, разумеется, он не убийца, а продавец воздушных шариков. В общем, в вынесении оправдательного приговора сыграло роль несколько факторов: и антимусульманские, и антитурецкие настроения, и истерика, устроенная в прессе, и гул в зале суда, который издавали сторонники подсудимого, да и поведение самого Тейлеряна, усиленно косившего под человека, который постоянно находится в состоянии «сильного душевного потрясения, отразившегося на умственных способностях». К сожалению, Тейлеряну был вынесен оправдательный приговор, он был освобожден в зале суда, после около 30 лет прожил в Сербии, а чуть позже эмигрировал в США, где и скончался, увы, своей смертью в возрасте шестидесяти трех лет.
Показательно, что на церемонии открытия памятника террористу и убийце было много детей. Дети, разумеется, пришли не сами, их привели родители, в Марселе проживает довольно большая армянская община, но пришли туда не только армяне, но и французы. И тоже с детьми. Воспитываем подрастающее поколение на примере террориста? Ну-ну. Такие вещи не стоит осуждать, такие вещи нужно просто запомнить. Было бы очень интересно поглядеть на реакцию мирового сообщества и Франции, в частности, если бы в Баку открыли памятник, ну, например, Саиду и Шерифу Куаши, помните таких? Ну да, я о той небольшой неприятности, которая случилась с редакцией журнала «Шарли Эбдо».
Помните мультфильм «Тайна третьей планеты»? Там есть памятник двум капитанам, Киму и Бурану, которые разорили гнездо пирата Глота. По-моему, неплохая идея установить им небольшой памятник в таком же духе где-нибудь непосредственно рядом с посольством Франции, а потом наблюдать за реакцией.
А теперь – обещанный список жертв армянского политического террора:
19 июня 1920 года в Тифлисе убит бывший премьер-министр Азербайджанской Демократической Республики Фатали-хан Хойский и ранен бывший министр юстиции Азербайджанской Демократической Республики Халил-бек Хасмамедов. Убийство совершено Арамом Ерканяном, а вторым участником операции был Мисак Киракосян (Мисак Киракосян в ходе теракта получил тяжелое ранение).
19 июля 1920 года в Тбилиси был убит заместитель председателя Национального парламента Азербайджанской Демократической Республики Гасан-бек Агаев.
5 декабря 1921 года в Риме убивают бывшего великого визиря Османской империи в первом кабинете младотурок Саида Халим-пашу. Предполагаемый исполнитель — некий Аршавир Ширакян — к сожалению, не был пойман и смог благополучно возвратиться в Стамбул. В убийстве Халим-паши также участвовал бывший посол Армении в Риме Микаэл Вартанян.
19 июля 1921 года в Стамбуле был убит бывший министр внутренних дел Азербайджанской Демократической Республики Бехбуд-хан Джаваншир. Обвиняемый Мисак Торлакян предстал перед британским военным трибуналом, и в октябре того же года трибунал признал Торлакяна виновным в убийстве, но не отвечающим за свои действия, как совершенные в состоянии аффекта, после чего был выслан в Грецию.
17 апреля 1922 года в Берлине во время прогулки были убиты бывший глава Трабзона Джемаль Азми, его соратник Бехаэддин Шакир, а также телохранитель Бехаэддина. Джемала Азми застрелил Аршавир Ширакян, он же ранил Шакира, которого потом выстрелом в голову убил Арам Ерканян.
25 июля 1922 года в Тифлисе убит бывший министр военно-морских сил Османской империи Джемаль-паша. Исполнители — Петрос Тер-Погосян и Арташес Геворгян, в организации покушения принимали участие также Заре Мелик-Шахназарян и Степан Цагикян.
В ходе операции «Немезис» были убиты также трое армян, которых организаторы позже объявят предателями: Мкртич Арутюнян, Ваге Ихсани (Есаян) и Адур Яйсян. Их предательство заключалось в том, что они, будучи коммерсантами средней руки (по другим данным, Ваге Ихсани был турецким правительственным чиновником невысокого ранга, а Мкртич работал на турецкую разведку), отказывались платить регулярные взносы в пользу «боевого крыла» партии «Дашнакцутюн», которая просто обложила данью всех армян, до которых только могла дотянуться.
Обо всем этом нельзя забывать ни при каких обстоятельствах. Скажу более: обо всем этом нужно помнить, и не только о Тейлеряне и «Дашнакцутюн», но и о тех, кто за ними стоял и стоит. Да, я о странах, где террористам ставят памятники.