Реформа ООН: когда мир больше пяти Мамедов и Валеев на Caliber.Az
В юбилейный год ООН, пожалуй, самое уместное – это подвести итоги работы Организации, учрежденной мировым сообществом восемьдесят лет назад. А вот они, эти результаты, совершенно не впечатляют.
Вполне очевидно, что механизм ООН становится все более формальным и недееспособным в урегулировании конфликтов. Например, все принятые ею резолюции так и не смогли решить вопрос освобождения оккупированных Арменией территорий Азербайджана. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении на прошедшей в Баку в 2023 году министерской встрече Координационного бюро Движения неприсоединения на тему «Движение неприсоединения: едины и непоколебимы в противостоянии возникающим вызовам», подчеркнул, что в настоящее время международные организации, в частности, ООН, не оправдывают ожиданий человечества.
Организация Объединенных Наций, по мнению Ильхама Алиева, неизбежно должна пройти через серьезные реформы. Отметив, что СБ ООН является пережитком прошлого и не отражает нынешнюю реальность, глава государства сказал: «Мы выступаем за расширение состава Совета Безопасности, чтобы сделать его более представительным и географически справедливым. Я рад, что сегодня в мире консенсус по этому поводу растет».
В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в статье для американского журнала Newsweek высказал убеждение, что Организация Объединенных Наций в нынешнем виде не способна выполнять свои основные функции по урегулированию кризисов. Эрдоган заявил, что структура организации нуждается в «безотлагательной» реформе, чтобы ее участники могли вырабатывать справедливые решения для решения глобальных проблем. Реджеп Тайип Эрдоган еще в 2013 году произнес фразу «Мир больше, чем 5», имея в виду пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, утверждая, что эти пять стран «нейтрализовали» Организацию.
Критического взгляда на нынешний потенциал ООН придерживается и президент США Дональд Трамп, который, обращаясь к мировым лидерам на юбилейной, 80-й, Генеральной Ассамблее в Нью-Йорке, заявил, что эта международная организация «даже близко не приблизилась» к реализации своего потенциала. По его словам, за последние семь месяцев он «положил конец семи бесконечным войнам», но «ни в одном из этих случаев ООН даже не попыталась помочь».
Насколько отвечает Организация Объединенных Наций современным вызовам в столь перенасыщенное конфликтами время, или ее действия и потенциал уже не справляются с возложенными на нее надеждами международного сообщества?
Своими мнениями на эту актуальную тему с Caliber.Az поделились азербайджанский и зарубежный политологи.
Так, директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов подчеркнул, что затронутая проблема является предметом многих дискуссий, однако пока воз и ныне там. По его словам, о реформе ООН говорят лидеры всех государства, но все видят эти реформы по-разному.
«В условиях войны в Украине, противостояния Запада и России провести какие-либо решения в СБ ООН практически невозможно. Поэтому все заявления о реформах ООН хоть и верны, но практическая реализация из-за этих пяти государств – победителей во Второй мировой сегодня невозможна. Для того чтобы что-то изменилось, необходимо, чтобы эти страны выступали с единых позиций. А это в нынешних обстоятельствах может произойти, только если одна из сторон в войне проиграет и примет свое поражение. Подобный расклад событий создаст возможности проведения реформ в ООН», – заключил Ф.Мамедов.
Между тем австрийский политолог, доктор юридических наук Рудольф Валеев считает, что сложившаяся ситуация отражает кризис идеи мирового глобализма, где вся власть и центры принятия решений до сих пор находятся в руках ограниченного числа мировых держав и элит. И большую часть постоянных представителей Совбеза ООН такое положение дел устраивает, ведь таким образом нет угроз их интересам.
«Страны, составляющие костяк ООН, прекрасно понимают, что любая реформа по пересмотру полномочий стран-членов заметно ограничит их возможности по принятию решений в мировой политике. Например, Франции или Китаю совершенно не нужно, чтобы какое-то их решение становилось предметом обсуждения целого ряда стран, да еще рассматривалось в ходе голосования, например, 20 развитыми государствами мира. Как известно, примерно на такое число стран призывают увеличить Совет постоянных представителей в ООН многие ведущие политики. А на данном этапе все это можно решать гораздо проще – междусобойчиком из 5 стран, где провести можно почти все, если то или иное решение в целом отвечает их интересам. ООН с ее ограниченным числом государств со статусом постоянных представителей и по сути координаторов многих мировых процессов создавалась как модель соотношения полюсов, уравновешивающих друг друга. На тот момент это были самые технологически развитые, крупные и сильные по своей военной мощи страны мира. Других просто не существовало», – сказал эксперт.
Однако, по его мнению, с тех пор ситуация в мире кардинально изменилась. Международное сообщество тяготеет к структуре многополярности, где, помимо мирового центра в лице стран Запада, существует и процветает альянс государств, например, Ближнего Востока или Юго-Восточной Азии, которые не уступают западным странам ни в технологическом, ни в финансовом могуществе.
«Например, такая страна, как Азербайджан, является одним из важных модераторов политических процессов в регионах Южного Кавказа, Ближнего Востока. Или, к примеру, страны Центральной Азии, которые в своей совокупности представляют громадное сообщество тюркских и других народов на территории Евразии. Почему их интересы не могут быть представлены в ООН, отражены в резолюциях и решениях? Ситуация меняется, и мы видим, что сам президент США Дональд Трамп обрушивается с критикой на ООН и требует изменений в ее деятельности, такие лидеры Евразии, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, призывают к решительным реформам Организации. То есть, подвижки есть, однако пока слишком много «но», чтобы подвести механизм ООН к серьезному реформированию, слишком много противоречий сторон и мнений. Кроме того, необходим, как минимум, устойчивый политический консенсус между основными мировыми игроками, а его на данный момент нет», – резюмировал Р.Валеев.