С опорой на собственные силы ВБ улучшил прогнозы по ВВП Азербайджана
Преодолев негатив прошлогодней рецессии, экономика Азербайджана, в особенности ненефтяной сектор, уверенно росли в течение текущего года: за три квартала ВВП вырос на 4,7%. Благодаря снижению глобального инфляционного гнета, роста валютных резервов, а главное внушительных бюджетных вливаний в строительные работы в Карабахском регионе, отечественные компании получили мощный импульс для дальнейшего роста производства, в том числе в новых промышленных кластерах. Эти позитивные тренды фиксируются в статистике международных финансовых организаций (МФО): так, в опубликованном накануне отчете Всемирного банка (ВБ) были улучшены прогнозы экономического роста для Азербайджана на 2024–2025 годы.
По мере смягчения инфляционных факторов 2022–2023 годов и прошлогоднего спада производства и торговли глобальная экономика, по оценкам ведущих МФО, постепенно выходит из зоны рисков, и, в общем и целом, прогнозы развития остаются сбалансированными. Основной движущей силой мировой экономики в настоящее время остаются страны Азии с формирующимся рынком, даже несмотря на некоторое ослабление темпов роста. В частности, согласно отчету Международного валютного фонда (МВФ) World Economic Outlook, прогнозы роста в Индии и Китае пересмотрены в сторону повышения, что крайне важно, так как на эти страны приходится почти половина мирового роста. В свою очередь, темпы экономического роста в крупнейших высокоразвитых государствах сближаются по мере сокращения разрывов в объеме производства. В то же время, если в США наблюдается все больше признаков охлаждения, особенно на рынке труда, после сильных показателей 2023 года, то в странах Евросоюза, напротив, ожидается ускорение роста после почти нулевых показателей в прошлом году.
Примечательно, что позитивные процессы на глобальном уровне затрагивают регион Восточной Европы, ряд стран постсоветского пространства, в том числе и Южный Кавказ. В частности, в опубликованном накануне отчете ВБ по экономическим перспективам региона Европа и Центральная Азия (ЕЦА) под названием «Лучшее образование для более сильного роста» отмечается, что основными драйверами экономического роста в ЕЦА остаются более высокое частное потребление и поддерживающая фискальная политика, а также высокая динамика государственных расходов, в том числе повышение зарплат в госсекторе, соцподдержка и увеличение инвестиций в инфраструктуру и оборону.
Примечательно, что, по оценкам ВБ, экономика Южного Кавказа вырастет на 4,6% в 2024 году, что станет самым быстрым темпом роста среди субрегионов ЕЦА, с улучшением на 1,1 процентного пункта по сравнению с предыдущими прогнозами. В 2025 году ожидается рост на 3,7% (на 0,2 процентного пункта выше июньского прогноза), а в 2026 году прогноз остается на уровне 3,4%. В том числе в Армении и Грузии рост экономики будет выше потенциального (прогнозного) уровня, в основном благодаря поддержанию активного потребления, инвестиций и госрасходов. В то же время в Армении ожидается замедление роста до 5,5% по сравнению с 8,3% в 2023 году, что связано с сокращением потоков мигрантов, туристов и денежных переводов из России. На самом деле, и это признает большинство мирового экспертного сообщества, наблюдаемый с 2022 года (начала войны в Украине) рост показателей армянской экономики в основном опирается на многократно возросшие показатели реэкспорта в Россию подсанкционных товаров и оборудования в обход запретов коллективного Запада. То есть, по сути, без данного спекулятивного фактора реальные показатели экономики Армении оказались бы ощутимо ниже, так как в силу укрепления нацвалюты – драма и так называемой «голландской болезни» реальная экономика «страны камней» уже второй год кряду сталкивается с рядом проблем, снижая динамику производства.
В отличие от некоторых соседей по региону, Азербайджан добивался позитивных изменений в экономике не за счет реэкспорта товаров двойного назначения, «липовых» банковских операций, иных «спекулятивных» факторов. Напротив, наша страна, всегда опиравшаяся на собственные силы и не имевшая преференций в торговле с ЕС или США, все последние годы вкладывала немалые инвестиции в агропромышленные кластеры, внедряла передовые технологии, вела масштабное капитальное строительство и развивала транспортную инфраструктуру, в том числе и в Карабахском регионе. И это вопреки тому, что в последние два года Азербайджан, как и все страны региона, сталкивался с непростыми проявлениями глобального кризиса, в том числе высокой волатильностью нефтяных цен, снизивших динамику отечественного экспорта. Однако, несмотря на весь внешний негатив, в республике удалось сохранить макроэкономическую и монетарную стабильность, скорректировав влияние внешнего негатива по ряду параметров.
В этой связи неудивительно, что в последнем отчете ВБ особо отмечена роль крупных государственных инвестиций и улучшение динамики несырьевых отраслей, благодаря чему прогноз экономического роста Азербайджана на 2024 год повышен на 0,9 процентного пункта по сравнению с июньскими оценками и составит 3,2%, что втрое выше, чем в 2023 году, когда динамика ВВП страны составила всего 1,1%.
Здесь необходимо напомнить, что в течение 2024 года большинство ведущих МФО пересмотрели свои прогнозы по экономическим показателям Азербайджана в сторону повышения. В частности, в опубликованном в конце сентября отчете Азиатского банка развития (АБР) «Перспективы развития Азии» прогнозы развития экономики Азербайджана в 2024 году были пересмотрены в сторону повышения до 2,7%, увеличившись на 1,5 процентных пункта относительно апрельского отчета. В обновленном отчете АБР отмечено, что на пересмотр прогноза повлияли динамика роста в ненефтяном секторе, увеличение государственных расходов и повышение инвестиционной активности в нашей стране.
В свою очередь, согласно недавним оценкам МВФ, рост ВВП Азербайджана в 2024 году прогнозируется на уровне 2,8%, что на три процентных пункта больше показателей октября прошлого года. В начале июля еще одна авторитетная мировая структура — нидерландская компания ING Group — спрогнозировала увеличение роста отечественного ВВП в 2024 году до 2,8%, таким же видятся показатели и в 2026 году. Согласно же прогнозам профильных структур ООН, рост ВВП в Азербайджане в текущем году составит 2,6%, а в 2025 году — 2,8%. Таким образом, в отличие от прошлого года, сегодня все без исключения МФО не видят сколь-либо серьезных причин для снижения страновых рейтингов Азербайджана.
Напомним, что, выступая на недавнем заседании Кабинета Министров, глава правительства Азербайджана Али Асадов отметил, что, несмотря на растущую геополитическую напряженность в глобальном масштабе, волатильность цен на нефть на международных рынках, в Азербайджане обеспечена макроэкономическая и финансовая стабильность, и развитие ненефтяной промышленности и других секторов экономики идет по нарастающей. Этот посыл подтверждают последние данные Госкомитета по статистике АР, согласно которым в январе-сентябре текущего года в Азербайджане было произведено валового внутреннего продукта на более чем 92,829 млрд манатов, что на 4,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом динамика роста в несырьевых отраслях была ощутимо больше (рост 7,1%), также в структуре ВВП порядка 37,1% пришлось на долю промышленности. Это весьма неплохие показатели, особенно с учетом наблюдаемого с начала текущего года высокого уровня волатильности мировых цен на углеводородное сырье. В целом значение неэнергетического сектора растет год от года, и это крайне позитивный фактор для азербайджанской экономики. Если в первой половине 2023 года доля ненефтяного сектора в структуре ВВП составляла 60%, то за первое полугодие этого года данный показатель увеличился до 65,18%.