ШОС: путь к глобальному центру силы Аналитика Артема Кирпиченка
Важнейшим событием недели стал 24-й расширенный саммит государств — членов Шанхайского организации сотрудничества (ШОС), который прошел 3–4 июля в столице Казахстана Астане.
ШОС сформировалась на основе соглашений об укреплении доверия в военной области и взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ, подписанных Российской Федерацией, Таджикистаном, КНР, Казахстаном и Кыргызстаном в 1996–1997 годах. Это были беспрецедентные договоренности, что заставило наблюдать за исполнением их решений на высшем уровне. Начавшиеся регулярные встречи лидеров пяти стран — участников ШОС получили название «Шанхайской пятерки». Позднее в ее ряды вступили Индия, Иран, Пакистан и Узбекистан, а 3 июля 2024 года - Беларусь. Афганистан и Монголия имеют статус государств-наблюдателей, а еще 14 стран считаются партнерами по диалогу. Многие наблюдатели считают, что со временем структуры ШОС могут создать азиатский аналог Европейского союза, чье экономическое влияние будет неизмеримо больше, чем у старой Европы.
Одним из важнейших участников нынешнего саммита являлся президент Азербайджана Ильхам Алиев. Азербайджан входит в число государств — партнеров по диалогу ШОС. Ильхам Алиев встретился с российским президентом Владимиром Путиным. Два президента отметили рост торгового оборота двух стран и то, что объем прямых российских инвестиций в экономику Азербайджана достиг 4,5 миллиардов долларов. Но, по мнению собеседников, куда важнее строительство транспортного коридора «Север — Юг», который пройдет через одиннадцать стран и соединит Россию, Азербайджан, Иран и Индию. Этот проект в перспективе должен стать сухопутным вариантом Суэцкого канала, соединяющего Азию и Европу. Президент Азербайджана также отметил, что между двумя странами возрос взаимозачет в национальных валютах. По российскому экспорту в Азербайджан он достиг около 50 процентов, а по азербайджанском экспорту в Россию — более 70 процентов. Ильхам Алиев отметил, что союзническая декларация 2022 года между обоими государствами успешно реализуется по всем пунктам.
Важнейшим вопросом саммита было принятие в ряды ШОС новых членов. Прежде всего, речь идет о Беларуси, которая из наблюдателя стала полноправным членом организации. Ее присоединение к Шанхайской организации показывает, что блок расширяет свое влияние за пределы границ Азии. Другим потенциальным кандидатом является Афганистан. Замир Кабулов, спецпредставитель российского президента по этой стране, еще в июне заявил, что Россия поддержит членство Кабула в Шанхайской организации после того, как правящая там после 2021 года организация «Талибан» будет исключена из списка террористических организаций. МИД и Минюст России готовы пойти на этот шаг.
Эксперты особое внимание уделили переговорам между лидерами России и Китая. Еще до начала мероприятия старший научный сотрудник Высшей школы экономики Василий Кашин сказал, что «во время переговоров Путина и Си главное место займут три вопроса. Во-первых, итоги визита президента РФ в Северную Корею, которые привели к существенным сдвигам в ситуации на Корейском полуострове. Во-вторых, Украина. Киев и западные партнеры провели конференцию в Швейцарии. Она была неудачной. Растет внимание к китайской инициативе, позиции других развивающихся стран. В-третьих, кризис в расчетах по торговле между Россией и Китаем. Последняя волна санкций затронула и шанхайский филиал ВТБ, который был главным каналом взаимных расчетов. Расчеты идут между крупными компаниями. А малый и средний бизнес от вторичных санкций страдает.
Что касается Украины, то позиция Пекина подчеркнуто нейтральная. Китай не стремится демонстрировать солидарность с Россией. Это подорвало бы его роль как возможного посредника в урегулировании. Пекин выступил за прекращение огня, сохранение существующего положения на земле, а затем – за переговоры».
Западные СМИ много писали о встрече ШОС как о консолидации сил «Глобального Юга», но специалисты говорят, что подобные опасения преувеличены. «Говорить о прямом противостоянии «Глобального Запада» и «Глобального Юга» сегодня нельзя по многим причинам. Потому что тот же «Глобальный Юг» очень неоднороден. У многих стран, входящих в эту условную категорию, есть теснейшие связи с ведущими западными странами. Индия тесно связана с Великобританией, Саудовская Аравия имеет глубокие отношения с США, которые являются и покупателем ее нефти, и гарантом ее безопасности. Кроме этого, внутри самого «Глобального Юга» есть существенные противоречия: Индии с Китаем, Индии с Пакистаном, Китая с Малайзией и так далее.
Другое дело, что некоторые страны «Глобального Юга» рассматривают сегодня Россию в виде некоего «тарана», «прокси-торпеды», которая должна убедить Запад перестать вмешиваться в суверенные дела остальных государств и дать им жить так, как они хотят. В этом есть некое единство», — считает казахстанский политолог Газиз Абишев.
Также прибывшие на саммит в Астане главы государств и правительств приняли итоговые документы, направленные на укрепление сотрудничества в рамках ШОС в области политики, безопасности, экономики и культуры. Были подписаны десятки соглашений о сотрудничестве в сферах энергетики, торговли и безопасности на внешних границах. Стороны обсудили подготовку «Астанинской декларации», инициативы о всемирном единстве во имя справедливого мира и согласия для усиления мер доверия и поддержания стабильности, а также ряда других документов деятельности ШОС по решению актуальных проблем регионального развития. Также стоит отметить договоренности по визиту президента России Путина в Турцию по приглашению президента Эрдогана.
Каковы же итоги мероприятия? По мнению экспертов, главным результатом саммита в Астане являются соглашения на двухстороннем уровне, достигнутые на личных встречах между главами государств. В остальном, значение ШОС на сегодняшний день более дипломатическое, чем практическое. Участники встречи озвучили намерение отказа от доллара во взаимных расчетах, усилить борьбу с терроризмом и разрешить территориальные проблемы, но пока, по крайней мере для стороннего наблюдателя, реальные действия в этих направлениях остаются за кадром.
Шанхайской организации предстоит еще проделать долгий путь, прежде чем она превратится из слета лидеров Китая, России и стран Центральной Азии, где говорят «за всё хорошее и против всего плохого», в полноценный глобальный центр силы.