Старые песни о главном: кто и почему угрожает возрождением ИГИЛ? Размышления Теймура Атаева
В свете происходящего в Сирии в последние дни ряд мировых информресурсов начали раскручивать очередной виток инсинуаций вокруг политики Турции в преломлении к региону. Параллельно чему официальные лица США и некоторых стран Евросоюза единым голосом внезапно приступили к реанимации «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ), которое, согласно более ранним заявлениям, прозвучавшим из евро-атлантических столиц, уже давно как потеряло «ликвидность». В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на позицию Анкары, изложенную в течение последних дней представителями политического истеблишмента Турции, вслед за чем попытаться хотя бы вскользь задуматься о причинах рекламной кампании со стороны ряда мировых держав и управляемыми ими СМИ в плане «усиления ИГ» в сирийском векторе.
Для начала отметим, что на встрече 13 декабря госсекретаря США Энтони Блинкена с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре обсуждались перспективы формирования в Сирии «ответственного и инклюзивного» правительства. Аналогичные вопросы были в центре внимания дипломатов из США, Турции, Евросоюза и арабских стран, в совместном заявлении после встречи 14 декабря в Иордании подтвердивших «полную поддержку сирийского народа для построения более безопасного и мирного будущего». Участники призвали к созданию «инклюзивного, нерелигиозного и представительного правительства, должного быть сформированным в ходе прозрачного процесса».
В своем выступлении в Аммане министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, актуализировав сохранение «целостности Сирии, проявления уважения ко всем меньшинствам страны», подчеркнул важность осуществления процесса на основе «единства и взаимного примирения». Напомнив, что Турция постоянно сталкивается с террористическими угрозами из-за пределов своих границ, Фидан обратил внимание на тот факт, что «последние 10 лет РКК (РПК) пытается воспользоваться хаосом в Сирии, стараясь перестроиться в рамках организации SDF». Речь тут идет о курдском формировании «Сирийские демократические силы» (СДС, SDF), образованном в 2015 г. при поддержке возглавляемой США международной коалиции в Сирии вроде как в целях борьбы с ИГ. В перспективе политической целью СДС было обрисовано создание курдской автономии на севере Сирии. В основе структуры – т. н. «Отряды народной самообороны» (YPG), фактические союзники PKK. PKK и YPG выступают за создание «независимого государства Курдистан» (напомним, что в ноябре 2022 г., после осуществления курдскими сепаратистами теракта в Стамбуле, ВВС Турции нанесли серию авиаударов по позициям СДС на севере Сирии и по позициям PKK на севере Ирака).
Возвращаясь же к оттенкам сказанного Фиданом в столице Иордании, отметим подчеркивание им «продолжения борьбы Анкары с терроризмом РКК, выдворяя их оттуда, где бы они ни находились». Как он конкретизировал, Турция «уважает права сирийских курдов, желая их отделения от террористов РКК, а непосредственно Анкара поддерживает законных представителей сирийских курдов, которые будут защищать права своего народа в Дамаске».
Параллельно глава Управления по коммуникациям при Администрации президента Турции Фахреттин Алтун подчеркнул, что с учетом «принадлежности Сирии сирийцам Анкара не предпринимала, не предпринимает и не намерена предпринимать никаких инициатив политико-географического или этнического характера в данном направлении». Другое дело, что совместно с Сирией, «с которой нас связывают давние братские отношения, мы будем решительно противостоять империалистическим попыткам и террористическим организациям, угрожающих безопасности нашей страны, а также миру, спокойствию и процветанию». Посему Турция (в качестве стабилизирующей силы в разрешении кризисов) продолжит оставаться «сильным союзником и решающим игроком в урегулировании глобальных вызовов».
И вот на данном фоне внезапно (именно внезапно!) начались инсинуации заинтересованных внешних сил вокруг ИГ. Сначала некие анонимные «курдские командиры», на которых взяли моду ссылаться отдельные ведущие мировые СМИ, вдруг заговорили о том, что «конфликт с протурецкими силами может открыть окно возможностей для ИГ». Следом считающийся «командующим» ДСС Мазлум Абди посетовал на «вынужденное прекращение структурой миссии против ИГ вследствие нападений со стороны Турции и лояльных ей группировок».
Да, данный аспект был затронут, как принято говорить, с мест. Однако молниеносная реакция на него со стороны официального Вашингтона однозначно свидетельствует о закручивании очередного антитурецкого сценария. В частности, президент США Джо Байден высказался в том духе, что «мы отдаем себе отчет в предпринятии ИГИЛ попыток воспользоваться любым вакуумом в целях восстановления своих возможностей. Но мы не позволим этому случиться». Вслед за чем по линии пресс-службы Пентагона прозвучало, что Вашингтон «будет сотрудничать по Сирии не только с Турцией, но и с другими заинтересованными сторонами в регионе».
Естественно, как по команде заговорили и информ-ресурсы, считающиеся ведущими в мировом пространстве. Так, 15 декабря один из них представил такой формат вокруг этого вопроса: «В ходе гражданской войны в Сирии курдские бойцы при поддержке США разгромили ИГ и удерживали в значительной степени автономный регион на богатом нефтью востоке страны. Но успехи курдов теперь под угрозой. Приход к власти арабских повстанцев-суннитов, свергнувших Асада при существенной помощи Турции, давнего врага курдов, затруднит для них поиск своего места в новой Сирии и может затянуть конфликт».
Вот так вот. Нет никаких террористов в Сирии. Там присутствуют исключительно «мирные курдские отряды», под командованием Белого дома «невероятными усилиями сопротивляющиеся турецкому нажиму». Ни более ни менее. Что касается экс-ИГИЛ, то он опять никакой не экс, а самый что ни на есть «страшный». Из-за которого-де «конфликт может затянуться». Ну не цирк? За 12 дней пал режим Башара Асада. А вот ИГИЛ (или ИГ) продолжает оставаться таким же непотопляемым «авианосцем», как в свое время Бен Ладен, фигура которого возникала при необходимости для Вашингтона решать свои оперативные задачи на Ближнем Востоке.
В реалии же всё очень просто. Заинтересованные внешние силы продолжают вставлять палки в колеса политике Турции в регионе, громогласно пытаясь завести старую песню о «неуловимом Джо» в лице ИГ. В Анкаре, естественно, прекрасно просчитывают все эти ходы антитурецких сил, продолжая свою линию. Вот уже и министр обороны Турции Яшар Гюлер озвучил готовность Анкары предложить подготовку военных (оказать военную помощь) новой Сирии в случае наличия такого рода запроса с сирийской стороны. «Анкара имеет военное сотрудничество и соглашения о подготовке со многими странами», — заявил он. Ну а в беседе с генсеком НАТО Марком Рютте президент Эрдоган подчеркнул, что Турция «продолжит делать всё возможное для построения целостной Сирии, свободной от терроризма». Позиция Турции в регионе – неизменна!