Такой «мрачный» Мюнхен Пашинян в ловушке старого мира
Отгремела 60-я Мюнхенская конференция по безопасности. В то время как для Ильхама Алиева она стала первой международной площадкой, на которой он уверенно и официально объявил о снятии армяно-азербайджанского урегулирования с международной повестки, Никол Пашинян пребывал в некоторой растерянности, поскольку в силу самых разных обстоятельств не может угнаться за стремительным ритмом азербайджанского лидера. Можно сказать, что Баку распахнул двери в завтрашний день, а Ереван все еще топчется в дне вчерашнем.
Уже много говорилось о том, что все встречи Ильхама Алиева были организованы по инициативе противоположных сторон. В общем и целом, позиция Азербайджана была принята и учтена, что, конечно же, не означает конец попыткам различных покровителей Армении продолжать вставлять палки в колеса мирного процесса. Вопрос в том, что и за миром любой ценой мы не гонимся. Выходит, что любые препятствия теперь будут играть против Армении. Требования Азербайджана ясны – Армения должна изменить законодательство, которое в нынешнем виде содержит территориальные претензии к Азербайджану, исключить из международной переписки отсылки к таким несуществующим образованиям как «нкр» и «арцах», а также обеспечить коридор, соединяющий материковый Азербайджан с Нахчываном.
Как известно, на инициированной канцлером Германии Шольцем встрече Ильхама Алиева и Никола Пашиняна было принято решение о проведении в скором времени встречи министров иностранных дел двух стран для обсуждения процесса нормализации. Также стороны подтвердили проведение дальнейшей встречи комиссии по делимитации и позитивно оценили компромисс, достигнутый в декабре 2023 года, в результате которого Азербайджан примет климатическую конференцию ООН COP29. Надо полагать, что встреча министров иностранных дел также будет проходить без посредничества мировых центров силы. В этом смысле договоренность, можно сказать, историческая.
Правда, Пашинян изменил бы своей природе, если бы не попытался сделать двусмысленные заявления, в некотором роде входящими в противоречие с заявленным намерением добиваться мира. Причем, порой трудно бывает понять, делает ли он шаг вперед и два назад, или два шага вперед и один назад, не говоря уже о том, чем для него являются понятия «вперед» и «назад». Так, встречаясь в Мюнхене с госсекретарем США Блинкеном, Пашинян снова пытался пожаловаться на Азербайджан: «К сожалению, в настоящее время между Арменией и Азербайджаном существует новый этап напряженности, недавно произошел новый рост напряженности, что стало причиной больших потерь. На границе Армении были убиты армянские постовые. Я бы хотел обсудить эту ситуацию с вами», - сказал Пашинян. Можно только догадываться, насколько в тягость вконец растерянному ситуацией на Ближнем Востоке Блинкену было слышать сетования угрюмого варчапета…
Однако самое интересное было озвучено премьером Пашиняном на встрече с представителями армянской общины Мюнхена и соседних земель. С одной стороны, Пашинян сделал прогрессивное заявление о том, что Ереван остается приверженным ранее достигнутым с Баку договоренностям, однако, с другой стороны, озвучил следующие двусмысленные идеи: «Мы пошли и заявили международному сообществу, что Карабах должен быть независимым с нашим правом на самоопределение. Они сказали, что право на самоопределение создали мы (очевидно, имеется в виду, что это выдумка армян - Ред.) Нам казалось, что мы ведем конфликт против Азербайджана, но мы вели этот конфликт против всего международного сообщества, что неразумно». Далее премьер подверг сомнению обязательство Армении следовать Трехстороннему заявлению, заявив, что «Россия и Азербайджан полностью нарушили свои обязательства по некоторым пунктам заявления».
На эти мысли немедленно отреагировал МИД Азербайджана в лице своего официального представителя Айхана Гаджизаде. «Относительно мнения армянского премьера о том, что «право Карабаха на самоопределение не поддерживается международным сообществом», стоит подчеркнуть, что, похоже, премьер-министр заявляет не о том, что его претензии к территориям Азербайджана беспочвенны, а о том, что глупо продолжать их только потому, что они не поддерживаются международным сообществом. Это еще раз доказывает, что претензии армянской стороны продолжаются. В связи с этим в Конституции и законодательных актах Армении должны быть устранены претензии на территориальную целостность и суверенитет Азербайджана. Мнение премьер-министра Армении также показывает, что давление международного сообщества важно для того, чтобы не дать Армении занять позицию, противоречащую международному праву», - заявил Гаджизаде.
Высказался наш МИД и по поводу обвинения Пашиняна Баку в нарушении Трехстороннего заявления: «Что касается утверждения армянской стороны о якобы нарушении Азербайджаном Трехстороннего заявления, то всем хорошо известно, что оно не имеет под собой оснований, и что Армения, вопреки своим обязательствам, не вывела свои вооруженные силы с территории Азербайджана, не выполнила свое обязательство по открытию коммуникаций».
В готовности Еревана удовлетворить требования Баку многое сейчас будет зависеть от того, насколько плотно западные державы будут курировать внешнюю политику Армении, и насколько близко к сердцу сама Армения будет принимать эти «ухаживания».
Вызывает любопытство тот факт, что на мюнхенской конференции не было видно Макрона, чем не преминул воспользоваться Шольц, привлекший внимание к себе, и выступивший как пионер продвижения нового формата переговоров – без посредников. Макрон же вообще ведет себя в последнее время подозрительно, с явными признаками паранойи – так, он отменил свою поездку в Киев, причем молва объясняет это страхом перед покушением. Что бы там ни было, отсутствие Макрона рядом с Пашиняном символически создавало некий траурный флер вокруг надежд Армении на крепкую европейскую спину.
Создается впечатление, что мир принял повестку Ильхама Алиева, и сейчас в связи с Азербайджаном всех больше интересует конференция COP29, которую будет принимать Баку, а никак не вопрос армяно-азербайджанского урегулирования.
Пашиняну приходится, конечно, трудно. Не будучи в состоянии резко изменить ситуацию, он вынужден делать популистские заявления для удовлетворения реваншистских слоев армянского общества. Однако, оттягивая до бесконечности мир, он все больше превращает Армению в глубокую провинцию. Рано или поздно, до простых армян, вероятно, все-таки дойдет вся цена их упрямства. Кто знает, возможно, Пашинян ждет того часа, когда уже сама армянская улица начнет требовать от него выполнить справедливые требования Азербайджана. И это будет лучший для него вариант.